Утверждены
приказом
Министерства образования и науки
Российской Федерации
« 23 » ноября 2009 г. № 655
Федеральные государственные требования к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования
I. Общие положения
1.1. Настоящие федеральные государственные
требования устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной
общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными
учреждениями, имеющими государственную аккредитацию (далее - образовательные
учреждения), в части определения структуры основной общеобразовательной
программы дошкольного образования, в том числе соотношения ее частей, их
объема, а также соотношения обязательной части основной общеобразовательной
программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.
1.2. Федеральные требования учитывают особенности реализации основной общеобразовательной
программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями
здоровья.
1.3. На основе федеральных требований разрабатываются:
примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования;
примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для
детей с ограниченными возможностями здоровья.
1.4. На основе федеральных требований осуществляется экспертиза основных
общеобразовательных программ дошкольного образования при лицензировании образовательной
деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений.
II. Требования к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования
2.1. Основная общеобразовательная программа
дошкольного образования (далее - Программа) разрабатывается, утверждается и
реализуется в образовательном учреждении на основе примерных основных
общеобразовательных программ дошкольного образования, разработка которых
обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом на основе федеральных
требований.
2.2. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса
для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры,
развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование
предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность,
сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию
недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.
2.3. Содержание Программы включает совокупность образовательных областей,
которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и
индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому,
социально-личностному, познавательно- речевому и художественно-эстетическому.
2.4. Программа должна:
соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является
развитие ребенка;
сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости
(содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной
психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в
массовой практике дошкольного образования);
соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять
решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном
материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач
процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых
формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное
отношение к развитию детей дошкольного возраста;
строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии
с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и
возможностями образовательных областей;
основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного
процесса;
предусматривать решение программных образовательных задач в совместной
деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в
рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении
режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах
работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим
видом деятельности для них является игра.
2.5. Программа состоит из двух частей:
1) обязательной части;
2) части, формируемой участниками образовательного процесса.
2.6. Обязательная часть Программы должна быть реализована в любом
образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу
дошкольного образования. Обеспечивает достижение воспитанниками готовности к
школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для
успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего
образования. В группах компенсирующей и комбинированной направленности
обязательная часть Программы включает в себя деятельность по квалифицированной
коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с
ограниченными возможностями здоровья.
2.7. Часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса,
отражает: 1) видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений
деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для
обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно-
гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по
физическому, социально-личностному, познавательно- речевому,
художественно-эстетическому развитию детей (кроме деятельности по
квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом
развитии детей с ограниченными возможностями здоровья); 2) специфику
национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых
осуществляется образовательный процесс.
2.8. Время, необходимое для реализации Программы, составляет от 65% до 80%
времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым пребыванием в зависимости от
возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей, а также вида
группы, в которой Программа реализуется.
2.9. Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени,
необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками
образовательного процесса - не более 20% общего объема Программы.
2.10. В зависимости от направленности функционирующих в образовательном
учреждении групп детей дошкольного возраста - общеразвивающей, компенсирующей,
оздоровительной или комбинированной - могут применяться различные варианты
соотношения обязательной части Программы и части, формируемой участниками
образовательного процесса, с учетом приоритетной деятельности образовательного
учреждения.
Для всех образовательных учреждений, имеющих группы для детей старшего
дошкольного возраста, в Программе отражается приоритетная деятельность
образовательного учреждения по обеспечению равных стартовых возможностей для
обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную
образовательную программу начального общего образования.
2.11. Общий объем обязательной части Программы, рассчитывается в соответствии с
возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой
дошкольного образования и включает время, отведенное на:
образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных
видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой,
познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной,
чтения);
образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
самостоятельную деятельность детей;
взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной
программы дошкольного образования.
2.12. Общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы для
детей с ограниченными возможностями здоровья, которая должна быть реализована в
группах компенсирующей и комбинированной направленности, рассчитывается с
учетом направленности программы, в соответствии с возрастом воспитанников,
основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и
включает время, отведенное на:
образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных
видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой,
познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной,
чтения) с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или)
психическом развитии детей;
образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в
физическом и (или) психическом развитии детей, осуществляемую в ходе режимных
моментов;
самостоятельную деятельность детей;
взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной
программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями
здоровья.
2.13. В группах сокращенного дня и кратковременного пребывания в целях
сохранения качества дошкольного образования приоритетной является
образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных
видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой,
познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной,
чтения), и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных
моментов.
2.14. Обязательная часть Программы должна содержать следующие разделы:
1) пояснительная записка;
2) организация режима пребывания детей в образовательном учреждении;
3) содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми
образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность»,
«Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной
литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;
4) содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями
здоровья);
5) планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной
программы дошкольного образования;
6) система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения
Программы.
III. Требования к разделам обязательной части
основной общеобразовательной программы дошкольного образования
3.1. Пояснительная записка должна раскрывать:
1) возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в
образовательном учреждении;
2) приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по
реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
3) цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации
основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
4) особенности осуществления образовательного процесса (национально- культурные,
демографические, климатические и другие);
5) принципы и подходы к формированию Программы.
3.2. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении включает:
1) описание ежедневной организации жизни и деятельности детей в зависимости от
их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей,
предусматривающая личностно- ориентированные подходы к организации всех видов
детской деятельности;
2) проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с
контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями.
3.3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми
образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность»,
«Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной
литературы», «Художественное творчество», «Музыка» ориентировано на развитие
физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Задачи
психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и
личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех
образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой
образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.
3.3.1. Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на
достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к
занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение
следующих специфических задач:
развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и
координации);
накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными
движениями);
формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом
совершенствовании.
3.3.2. Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение
целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через
решение следующих задач:
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
воспитание культурно-гигиенических навыков; формирование начальных
представлений о здоровом образе жизни.
3.3.3. Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на
достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности
и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего
мира) через решение следующих задач:
формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы
ситуациях и способах поведения в них;
приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы
поведения;
передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве
пешехода и пассажира транспортного средства;
формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для
человека и окружающего мира природы ситуациям.
3.3.4. Содержание образовательной области «Социализация» направлено на
достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и
включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
развитие игровой деятельности детей;
приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со
сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
формирование тендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических
чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
3.3.5. Содержание образовательной области «Труд» направлено на достижение цели
формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:
развитие трудовой деятельности;
воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его
результатам;
формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и
жизни каждого человека.
3.3.6. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение
целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития
детей через решение следующих задач:
сенсорное развитие;
развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной)
деятельности;
формирование элементарных математических представлений;
формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
3.3.7. Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на
достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия
с окружающими людьми через решение следующих задач:
развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны,
грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи -
диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской
деятельности;
практическое овладение воспитанниками нормами речи.
3.3.8. Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы»
направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении
(восприятии) книг через решение следующих задач:
формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных
представлений;
развитие литературной речи;
приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного
восприятия и эстетического вкуса.
3.3.9. Содержание образовательной области «Художественное творчество»
направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне
окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении
через решение следующих задач:
развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация,
художественный труд); развитие детского творчества; приобщение к
изобразительному искусству.
3.3.10. Содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение
цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку
через решение следующих задач: развитие музыкально-художественной деятельности;
приобщение к музыкальному искусству.
Основные общеобразовательные программы содержат перечень необходимых для
осуществления воспитательно-образовательного процесса программ, технологий,
методических пособий.
3.4. Раздел программы «Содержание коррекционной работы» разрабатывается при
воспитании в образовательном учреждении детей дошкольного возраста с
ограниченными возможностями здоровья.
Содержание коррекционной работы должно быть направлено на обеспечение коррекции
недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей
с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в
освоении Программы.
Содержание коррекционной работы должно обеспечивать:
выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными
возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или)
психическом развитии;
осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико- пдагогической
помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей
психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с
рекомендациями психолого-медико- педагогической комиссии);
возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы и
их интеграции в образовательном учреждении.
Указанный раздел должен содержать перечень, содержание и план реализации
индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих
удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными
возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение
ими Программы, предусматривающих в том числе:
описание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения
детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного
процесса, включающего психолого-медико- педагогическое обследование детей с
целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики
развития детей, их успешности в освоении основной общеобразовательной программы
дошкольного образования, планирование коррекционных мероприятий;
описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными
возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности,
использование специальных образовательных программ и методов обучения и
воспитания, специальных методических пособий и дидактических материалов,
технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования,
предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую
помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
В содержании коррекционной работы должно быть отражено взаимодействие в
разработке и реализации коррекционных мероприятий воспитателей, специалистов
образовательного учреждения (музыкального руководителя, воспитателя или
инструктора по физической культуре, других педагогов), специалистов в области
коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и
других организаций, специализирующихся в области оказания поддержки детям с
ограниченными возможностями здоровья.
В случае невозможности комплексного усвоения воспитанником Программы из-за
тяжести физических и (или) психических нарушений, подтвержденных в
установленном порядке психолого-медико- педагогической комиссией, содержание
коррекционной работы формируется с акцентом на социализацию воспитанника и
формирование практически-ориентированных навыков.
3.5. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной
программы дошкольного образования подразделяются на итоговые и промежуточные.
Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной
программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества
ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы:
физически развитый, овладевший основными культурно- гигиеническими навыками. У
ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной
активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические
процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;
любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире
(мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает
вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно
действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В
случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое,
заинтересованное участие в образовательном процессе;
эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей.
Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на
произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные
произведения, мир природы;
овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и
сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства
общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия
с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет
действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или
сверстником, в зависимости от ситуации;
способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе
первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы
и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не
сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и
первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое
плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение
конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в
общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);
способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные
возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы
деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так
и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения
задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить
его в рисунке, постройке, рассказе и др.;
имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и
природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и
принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных
отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных
традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и
принадлежности к нему; о мире;
овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями
работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и
навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования
интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения
Программы по всем направлениям развития детей.
3.6. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения
Программы (далее - система мониторинга) должна обеспечивать комплексный подход
к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять
осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта,
форм, периодичности и содержания мониторинга.
В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные
качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок,
критериально-ориентированных методик нетестового типа,
критериально-ориентированного тестирования, скрининг-тестов и др. Обязательным
требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко
формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко
формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов,
обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.
Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и должна
обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность
методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход
образовательного процесса.
Содержание мониторинга должно быть тесно связано с образовательными программами
обучения и воспитания детей.
Обязательным требованием к построению системы мониторинга является
использование только тех методов, применение которых позволяет получить
необходимый объем информации в оптимальные сроки.