ФГТ в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование.
«Самостоятельная деятельность детей» – одна из основных моделей
организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:
1.
свободная
деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами
предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым
ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со
сверстниками или действовать индивидуально;
2. организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).
«Совместная деятельность взрослого и детей» – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками.
Различают:
·
непосредственно
образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности
взрослого и детей;
·
совместную
деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную
на решение образовательных задач;
· совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода.
Введение федеральных государственных требований в систему дошкольного образования.
Федеральные государственные требования к
структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»,
согласно которому Минобрнауки России устанавливает федеральные государственные
требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного
образования и условиям ее реализации (пункт 6.2. статьи 9 Закона). Эта норма
была введена в Закон Российской Федерации «Об образовании» в связи с пониманием
важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития,
обучения каждого человека, доступности для каждого – где бы он ни проживал в
нашей огромной стране – качественного образования.
Для обеспечения каждому ребенку того
самого равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе,
необходимо определенным образом стандартизировать содержание дошкольного
образования, в каком бы образовательном учреждении (или в семье) ребенок его ни
получал.
Именно с этим и связано введение
федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной
программы дошкольного образования. Это первый в истории российского образования
документ, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть программа
дошкольного учреждения (а основная общеобразовательная программа дошкольного
образования – это именно программа образовательного учреждения), какое
содержание реализовывать для достижения каждым ребенком оптимального для его
возраста уровня развития с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей.
До принятия федеральных требований в дошкольном образовании были только
временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения,
реализуемым в дошкольном образовательном учреждении, изданные в качестве
приложения к приказу Министерства образования Российской Федерации от 22
августа 1996 г. № 448.
В настоящее время
утверждено ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного
образования, в перспективе планируется разработать требования к условиям и
результатам реализации основной общеобразовательной программы дошкольного
образования.
Что меняется в дошкольном образовании с
введением ФГТ ?
Для
системы дошкольного образования установлены Федеральные государственные
требования, а не Федеральный государственный стандарт. В настоящее время
разработанные и утвержденные только ФГТ к структуре основной общеобразовательной
программы дошкольного образования, в которых определены обязательные
образовательные области и основные задачи образовательных областей.
Изменения такого рода предполагает
изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: в
данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы
образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Игровой деятельности, как форме
организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая
деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает
очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми
людьми – в семье, их профессиональной деятельности и т. д.
Таким образом, игра выступает как самая
важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи,
в том числе и обучение.
Акцент на совместную деятельность
воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие
жесткой регламентации детской деятельности, учет полоролевых особенностей детей
при организации педагогического процесса в детском саду и вносит в содержание
программ необходимые изменения.
Принятый документ определяет единство
требований к выпускнику детского сада для педагогов дошкольного образования,
для родителей, для учителей начальной школы. Конечно же, с нововведениями
возникают проблемы.
Проблемой остается, что считать
результатом освоения программы – всегда ли качество становятся результатом
образовательной работы воспитателя и учреждения в целом, особенно такие, как
любознательность, эмоциональная отзывчивость, общительность? И по каким
критериям они оцениваются?
Таким образом, ФГТ в дошкольном
образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей
дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на
доступное, качественное образование.