В современной психологии существует даже отдельное направление – это музыкотерапия. Она представляет
собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции нарушений в
эмоциональной сфере, поведении, при проблемах в общении, страхах, а также (статья
опубликована на ) при различных психологических заболеваниях.
Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью
которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это
способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения,
повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в
качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие
напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекция отклонений в
личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии.
Вот некоторые советы по использованию
музыкальных композиций в различных случаях.
Они подойдут как для будущих мам с ожидаемым ребенком, так и для малышей.Для успокоения, снятия эмоционального напряжения.
Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано.
Успокаивающий эффект носят звуки природы (шум моря, леса), вальсы (ритм три
четверти). Классика: произведения Вивальди, Бетховен «Симфония 6» часть 2, Брамс
«Колыбельная», Шуберт «Аве Мария», Шопен «Ноктюрн соль-минор», Дебюсси «Свет
луны».
Уменьшение чувства тревоги и неуверенности.
Мажорные мелодии темпа ниже среднего. Народная и детская музыка помогает
обрести временную безопасность. Хорошее воздействие могут оказать этнические
композиции.
Классика: Шопен «Мазурка» и «Прелюдии», Штраус «Вальсы», Рубинштейн «Мелодия».
Уменьшение
раздражительности, нервного возбуждения.
Классика: Бах «Кантата 2» и «Итальянский концерт», Гайдн «Симфония», Бетховен
«Лунная соната» и «Симфония ля-минор».
Для снятия депрессивных
настроений, улучшения настроения.
Скрипичная и церковная музыка. Классика: Произведения Моцарта, Гендель
«Менуэт», Бизе «Кармэн» часть 3.
Для поднятия общего
жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности. Вялым детям нужна ритмичная, бодрящая музыка. Можно использовать различные
марши: их прослушивание повышает нормальный ритм человеческого сердца в
спокойном состоянии, что оказывает бодрящее, мобилизующее воздействие.
Классика: Чайковский «Шестая симфония» часть 3, Бетховен «Увертюра Эгмонд»,
Шопен «Прелюдия 1, опус 28», Лист «Венгерская рапсодия 2».
Для снятия мигрени, головной и другой боли.
Религиозная музыка. Классика: Моцарт «Дон Жуан» и «Симфония № 40», Лист
«Венгерская рапсодия 1», Хачатурян «Сюита Маскарад», Бетховен «Фиделио»,
Гершвин «Американец в Париже». От бессонницы, для спокойного и крепкого сна.
Сибелиус «Грустный вальс», Шуман «Грезы», Глюк «Мелодия», а также пьесы
Чайковского. Малышу, который плохо спит, можно негромко проигрывать во время
сна музыку с медленным темпом и четким ритмом.
Конечно, необязательно слушать только классическую музыку, можно выбирать и
другие стили. Но, как показывает опыт психологов, работающих с музыкотерапией,
«именно классическая музыка влияет «базово», глубоко и надолго, существенно
ускоряя процесс лечения», а значит, гораздо лучше помогает добиться
необходимого эффекта и при обычном «домашнем» применении. Как правильно и полезно слушать музыку?
Если мелодии включают для малыша, то магнитофон или проигрыватель нужно
располагать на расстоянии не менее одного метра от кроватки ребенка, а звучание
музыки не должно превышать громкости разговорной речи.
Наилучшее время для прослушивания – 15-30 минут.
Обычно рекомендуется включать или исполнять колыбельные и спокойные песни
два-три раза в день в течение 5-10 минут после кормления, а песни в быстром
темпе – за 5-10 минут до начала кормления.
Также хорошо прослушивать необходимые композиции утром после пробуждения или
вечером перед отходом ко сну.
Во время прослушивания старайтесь не сосредотачиваться на каком-то серьезном
деле, лучше всего будет просто расслабиться и отвлечься от всего, но если не
получается, то можно выполнять обычные бытовые дела (легкая уборка – расставить
все по своим местам, подготовка постели) или заняться просмотром картинок,
фотографий.
В день не следует проводить более трех сеансов (обычно ограничиваются
одним-двумя).
Дошкольное детство - период, наиболее благоприятен в отношении становления
музыкальности.
Музыка окружает нас с самого
рождения. Малыш еще не знает язык, не понимает слов, но, слушая колыбельную,
успокаивается и засыпает. Упущенное в дошкольном детстве – невосполнимо!
На музыкальных занятиях дети много слушают музыку: это музыка разучиваемых
песен и музыка, сопровождающая движения (пляски, упражнения, игры), т.е. ту
музыку, которая выполняет важную, но прикладную роль. Однако, с третьего года
жизни нужно специально слушать именно классическую музыку.
В младшей группе детского сада
ребятам понятен и очень нравится «Детский альбом» П.И. Чайковского и такие
пьесы как «Болезнь куклы», «Марш оловянных солдатиков» сразу находит отклик в
душе ребенка (вызывают чувства сопереживания, радости). При повторном
прослушивании малыши узнают эти пьесы, понимают их содержание, рассказывают о
характере пьесы. В младшем возрасте дети очень хорошо воспринимают сказочные
образы: «Избушка на курьих ножках» М.П. Мусоргского, «В пещере горного короля»
Э.Грига. Малыши хорошо понимают термин «музыка умеет рассказывать» и никогда не
боятся этих образов, часто просят послушать еще и еще эти пьесы. Пьесы
«Аквариум», «Слон», «Длинноухие» К. Сен-Санса, «Балет невылупившихся птенцов» М.П.
Мусоргского, «Бабочка» Куперена – вызывают просто восторг у малышей и желание
подражать данным персонажам, так ребятки к окончанию младшей группы с легкостью
узнаю 3-5 классических произведений.
Со средней группы
ребятам даются понятия «музыку пишет композитор», и мы вновь имеем возможность
вернуться к «Детскому альбому» П.И. Чайковского, к «Картинкам с выставки» М.П.
Мусоргского, творчеству Э. Грига. В средней группе ребята понимают содержания
пьес, но и говорят о разном характере музыки. В этом возрасте музыкальный
кругозор расширяется: дети слушают музыку М.И. Глинки «Марш Черномора»,
«Арагонская охота», «Полет шмеля» Римского-Корсакова и другие.
Со старшей группы мы говорим с детьми о
средствах музыкальной выразительности, используем термины: высота звука,
динамика, лад, называем музыкальные инструменты, которые исполняют данное
музыкальное произведение.
В возрасте 6-7 лет дети
называют 4 группы симфонического оркестра, выделяют солирующие инструменты. В
этом возрасте ребята понимают и узнают музыку А. И. Хачатуряна «Танец с
саблями», «Тройка» и «Романс» Г. Свиридова, «Времена года» А. Вивальди, очень
любят музыку Д. Шостаковича «Романс» и 7 симфонию («Эпизод фашистского
нашествия»). Дети отмечаю смену частей в музыкальных произведениях, называют
средства музыкальной выразительности, узнают портреты 7- 8 композиторов.
Слушая классическую
музыку, у ребенка развивается воображение, музыкальная память, внутренний слух.
Дети любят и радуются классической музыке.
Давайте вместе прививать детям желание слушать классику, находить в этом
радость. И пусть малыш воспринимает музыку по-своему. Ему это необходимо. Ведь
музыка - это самый субъективный вид искусства.
Вопрос о музыкальном репертуаре, на котором строится развитие дошкольника,
очень важный и острый. Здесь безусловное предпочтение должно быть отдано
классической музыке.
Современная поп-музыка, культивируемая средствами массовой информации и
звучащая отовсюду громко и постоянно, оказывает (по мнению психологов)
сильнейшее отрицательное влияние на слабую нервную систему, эмоциональную и
интеллектуальную сферу ребенка. Слушайте классическую музыку с малышами в
детском саду, дома, в концертном зале.
Будем слушать, понимать и принимать лучшее, что
создано в музыке, то, что называется классикой!!!!!!!
Материал подготовила старший воспитатетль Киян Е.Б.
|