
Диагностика значимых для дошкольного
возраста видов речевой деятельности слушания и говорения помогает выяснить
индивидуальные особенности сформированности речи у детей, поступающих в первый
класс их речевые способности и психическое развитие в целом.
Для понимания сущности речевой диагностики
необходимо четко определить, что входит в содержание устной речи и какие
компоненты наиболее важны для ее изучения. Речевая готовность понимается, как
сформированность следующих умений: воспринимать информацию, предлагаемую с
помощью языковых средств; вербализировать свои действия, в том числе связанные
с языковым материалом и определять их последовательность; разграничивать
единицы языковой системы и другие виды знаков; овладение информационной,
когнитивной, регулятивной функциями языка.
Для изучения особенности речевого общения
детей (инициативность, темп и содержание разговоров, специфика речевых реплик,
их виды) выявления специфики детской речи (лексика, ее богатство, разнообразие,
развернутость высказывания, использование форм вежливости) используется
наблюдение за общением детей на занятиях и в нерегламентированной деятельности
(игровая, познавательная деятельность).
Для выявления осознания речевой
деятельности детьми дошкольного возраста, владения умениями пользоваться
механизмами слушания и говорения в процессе речевого взаимодействия применяются
индивидуальные беседы с детьми.
Рекомендуется исследовать характеристики
речевого развития: словарный запас, способность к грамматически правильному
построению предложений и речи в целом, произвольность владения речью. Для
диагностики предлагаю следующие задания:
*Подбор антонимов (твёрдый –
мягкий, широкий – узкий, острый – тупой, глубокий - мелкий) Нахождение
обобщающего слова (Кастрюля, тарелка… (посуда); Шкаф – диван…(мебель); Окунь,
карась…(рыбы)).
*Дополнение классификационных
групп. (Кастрюля, тарелка… (чашка); Шкаф – диван…(кресло); Окунь,
карась…(треска)).
*Исправление предложений. Начал
таять снег и закончилась весна. (Правильно: «закончилась зима», «началась
весна») Этим подарком мы доставили маме большую любовь. (Правильно: «большую
радость»,
*Восстановление предложений.
Катя…своего маленького брата. (Правильно: любые сочетаемые сказуемые: потеряла,
учит, гуляет, любит, кормит, целует). Мальчик… и дверь открылась. (Правильно:
постучал, повернул ручку, повернул ключ, толкнул, позвонил).
*Завершение предложений. Если
завтра будет сильный мороз то…(Правильно: любые ответы, в которых описывается
следствие «то не пойдём гулять», «надо одеться теплее», «все лужи замёрзнут»).
Мальчик упал с велосипеда и разбился, потому что…(Правильно: любой ответ в
котором указана причина падения «наехал на камень», «смотрел по сторонам», «не
умеет кататься на двухколёсном», «заехал в яму», «не умеет кататься», В комнате
погас свет, потому что…(Правильно: любые ответы в которых описывается причина
указанного события: «перегорела лампочка», «порвались провода», «случилась
авария», «его выключила мама»). Валя ещё плохо умеет читать, хотя…(Правильно:
любые ответы, в которых соблюдается противительный смысл союза «хотя». «Хотя
уже ходит в школу», «Хотя знает буквы», «Хорошо считает», «она хорошая
девочка», «ей семь лет»).
Подготовила материал Киян Е.Б. |