
Уважаемые родители! Вам предлагаются игры, которые помогут
Вашему Ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать
интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего Ребёнка богаче и разнообразнее.
Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В
них можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда
взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня.
Во время игры со словом учитывайте настроение Ребёнка, его
возможности и способности.
Играйте с Ребёнком на равных, поощряйте его ответы,
радуйтесь успехам и маленьким победам!
"Только весёлые слова".
Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему.
Нужно называть по очереди,
допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит:
"Клоун". Второй: "Радость". Третий: "Смех" и т.
д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут.
Можно сменить тему и называть только зелёные слова
(например, огурец, ёлка, карандаш и т. д.), только круглые (например, часы,
Колобок, колесо и т. д.).
"Автобиография".
Вначале кто-то из Взрослых берёт на себя ведущую роль и
представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ.
Остальные игроки должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов
выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков, который это угадает,
попробует взять на себя роль Ведущего и перевоплотиться в какой-либо предмет
или явление.
Например, "Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая,
прозрачная, неизящная. От небрежного обращения погибаю и становится темно не
только в душе:". (Лампочка).
Или: "Могу быть толстым и худым; красивым и не очень.
Со мной можно играть, но аккуратно. Когда я однажды похудел по вине Пятачка,
Ослик Иа всё равно мне обрадовался:" (Пятачок).
"Волшебная цепочка".
Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет
какое-либо слово, допустим, "мёд", и спрашивает у игрока, стоящего
рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?
Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например,
"пчелу". Следующий игрок, услышав слово "пчела", должен
назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например,
"боль" и т. д. Что может получиться?
Мёд - пчела - боль - красный крест - флаг - страна - Россия
- Москва - красная площадь и т. д.
"Слова мячики".
Ребёнок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребёнку
мяч и одновременно произносит слово, допустим, "Тихий". Ребёнок
должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением
"Громкий". Затем игроки меняются ролями. Теперь уже Ребёнок первым
произносит слово, а взрослый подбирает к нему слово с противоположным
значением.
"Антонимы в сказках и фильмах".
Взрослый предлагает детям поиграть со Сказкой, объясняя, что
он будет произносить название - антоним, а дети должны будут угадать истинное
название - антоним, а Ребёнок должен будет угадать истинное название Сказки.
Примеры заданий:
"Зелёный платочек" - ("Красная
шапочка");
"Мышь в лаптях" - ("Кот в сапогах");
"Рассказ о простой курочке" - ("Сказка о
золотой рыбке");
"Знайка в Лунной деревне" - ("Незнайка в
Солнечном городе");
"Бэби - короткий носок" - "Пэппи - длинный
чулок");
"Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке" -
("Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях");
"Один из Молоково" - "Трое из
Простоквашино");
"Крестьянка под тыквой" - ("Принцесса на
горошине");
"Деревянный замочек" - ("Золотой
ключик");
"Если вдруг:"
Ребёнку предлагается какая-либо необычная ситуация, из
которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения.
Например, Если вдруг на Земле исчезнут:
• Все
пуговицы;
• Все ножницы;
• Все
спички;
• Все
учебники или книги и т. д.
Что произойдёт?
Чем это можно заменить?
Ребёнок может ответить: "Если вдруг на Земле исчезнут
все пуговицы, ничего страшного не произойдёт, потому что их можно заменить:
верёвочками, липучками, крючочками, кнопочками, ремнём, поясом и т. д."
Можно предложить Ребёнку и другие ситуации, например, если
бы у меня была:
• Живая
вода;
•
Цветик-семицветик;
•
Сапоги-скороходы;
•
Ковёр-самолёт и т. д.
"Подбери слово".
Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, объекту,
явлению слова, обозначающие признаки. Например, зима какая? (Холодная, снежная,
морозная). Снег какой? (Белый, пушистый, мягкий, чистый).
"Кто что умеет делать".
Ребёнку предлагается подобрать к предмету, объекту как можно
больше слов-действий. Например, что умеет делать кошка? (мурлыкать, выгибать
спину, царапаться, прагать, бегать, спать, играть, царапаться, и т. д.).
"Антонимы для загадок".
Вначале игры игроки договариваются о теме, которая будет
служить основой для загадок. Затем Взрослый загадывает Ребёнку загадку, в
которой всё наоборот, например, тема "Животные".
Обитает в воде (значит, на суше);
Шерсти нет совсем (значит, длинная шерсть);
Хвост очень длинный (значит, короткий);
Всю зиму ведёт активный образ жизни (значит, спит);
Очень любит солёное (значит, сладкое).
Кто это?
"Весёлые рифмы".
Играющие должны подбирать к словам рифмы.
Свечка - :. печка;
Трубы - : губы;
Ракетка - пипетка;
Слон - :поклон;
Сапоги - :пироги и т. д. Подготовила материал Киян Е.Б. |