Предлагаю вашему
вниманию пять методов, позволяющих родителям и педагогам избежать насилия по
отношению к своим детям. Эти методы нужно применять в данной
последовательности.
Вместо
приказа – просьба. Откажитесь от риторических вопросов к ребенку типа: «Почему
в комнате беспорядок? Почему ты все еще сидишь перед телевизором?», а просто
попросите: «Убери игрушки на место, пожалуйста».
Вместо
возмущения – активное слушание. Если ребенок не выполняет вашу просьбу и плохо
себя ведет, значит на глубинном уровне не удовлетворяются его основные
потребности. Активное слушание должно быть направлено на выявление этой самой
неудовлетворенной потребности. Нужно ваши догадки произносить в утвердительной
форме, при этом обозначив чувства ребенка. Например, ребенок не выполняет
просьбу матери убрать разбросанные игрушки. Мама говорит без всяких
вопросительных интонаций: «Тебе не хочется убирать сейчас игрушки, потому что
ты устал. Тебе кажется, что это трудно». Вы не поверите, но эти простые слова
могут иметь магическое действие – ребенок тут же займется уборкой. Почему?
Просто мама заметила, что ему не хочется этого делать, проявила участие.
Попробуйте! Испытав действие этого приема хотя бы раз, вы пожалеете, что не
знали о нем раньше.
Вместо
наказания и угрозы – поощрение. Нет более сильного мотива, чем внутреннее
стремление ребенка ладить со своими близкими и желание получить награду.
Поощрения могут быть такими: мы сходим с тобой в кафе-мороженое, музей, на
экскурсию, в кино, на прогулку, устроим чаепитие, пригласим твоего друга в
гости, поиграем с тобой, порисуем и т.д.
Приказ,
как утверждение родительской власти, необходим, если ребенок упорно приступает
к выполнению вашей просьбы. Он должен быть произнесен твердо, но спокойно.
После того, как вы применили командный голос, нужно твердо стоять на своем.
Эмоции, объяснения, аргументы, обвинения и угрозы только ослабляют вашу
позицию. Повторяйте ваш приказ до тех пор, пока не добьетесь выполнения. Если
все же добиться своего не удалось, используйте следующий прием.
Вместо
наказания и угрозы – время для «остывания». Можно отправить ребенка в свою
комнату, чтобы он выпустил пар. Время тайм-аута зависит от возраста: по одной
минуте на каждый год, прожитый ребенком. Этот метод хорошо использовать с
ребенком до 10 лет. Нужно помнить, что тайм-ауты не работают, если ребенок с
удовольствием уходит в свою комнату. В таком случае для обдумывания своего
поступка надо выделить другое помещение. По завершении тайм-аута снова
повторите свою просьбу.
Старайтесь
не критиковать своего ребенка. Критика настраивает детей против взрослых,
побуждает их к бунту. Если вы хотите, чтобы ваш «трудный» ребенок стал успешным
человеком, способным завоевать этот мир, найти свое место в нем, тогда начните
применять новые методы воспитания и очень скоро вы станете по-настоящему
счастливыми педагогами и родителями.
материал подготовила Киян Е.Б. |