Отправляясь зимой на прогулку, совсем не обязательно брать с собой игрушки. На улице малыша ждёт идеальный материал для увлекательных экспериментов. Как много открытий для маленького ребёнка таиться в горстке холодного, искристого снега! Это для взрослых снег и лёд – всего лишь замёрзшая вода. А для ребёнка это совершенно загадочное явление. Давайте вместе приоткроем для него тайну этого вещества. В заснеженном царстве. На улице покажите ребёнку сосульки. Расскажите, что это такое, откуда они взялись и почему во время оттепели начинают «плакать». В морозный денёк не забудьте также обратить внимание ребёнка, как выразительно хрустит снег под ногами. Объясните ему, в какую погоду он скрипит сильнее и почему. И пусть новогодние праздники уже позади, ничто не помешает вам украсить на улице ёлочку или любое другое дерево. Только покупать игрушки не надо. Их можно сделать самостоятельно. В этом вам помогут терпение и мороз. Вместе с ребёнком налейте в формочки воду, подкрасьте её акварельными или гуашевыми красками и поставьте на холод. Только не забудьте положить в форму верёвочку в форме петли, за которую вы будите потом подвешивать игрушки. Как только жидкость замёрзнет, потяните за верёвочку и у вас в руках окажется волшебная, цветная, сверкающая, ледяная ёлочная игрушка. Если повесить её в доме, она, увы, растает. Зато на улице – засверкает, заискриться всеми красками. А если таких игрушек вы повесите много и все они будут разноцветными, тогда ваше чудо – дерево станет самым нарядным в округе и будет приводить в восторг не только вас и вашего малыша, но и всех прохожих до весны. Лаборатория волшебника. Возвращаясь с прогулки домой, прихватите с собой в целлофановом пакете немного снега. И, как только войдёте в тёплое помещение, переложите его на тарелку или в тазик. У ребёнка будет достаточно времени, чтобы понаблюдать, как таит снег. О чудо – прошло несколько минут, а в тарелочке уже блестит вода. Но какая? Скорее всего, комочек даже белоснежного и на вид такого чистого снега превратился в мутную, серую воду с песком и грязью. Внимательно рассмотрите её с ребёнком, и это, несомненно, станет поводом поговорить о том, почему снег нельзя есть. Такой опыт с преобразованием снега в воду лучше всяких уговоров и запретов убедит ребёнка не брать снег в рот. Второй опыт научит ребёнка сравнивать. Возьмите одинаковые по размеру кусочки льда и снега и положите на разные тарелочки. Наблюдая за тем, как они тают, предложите маленькому экспериментатору назвать их основное сходство и отличие. Например, лёд твёрдый, жёсткий, скользкий, а снег – мягкий, пушистый, рыхлый. Оба они – холодные, сверкающие, тают в тепле, превращаются в воду. Внимательно рассмотрев снег и лёд, ребёнок, возможно самостоятельно ответит на ваши вопросы: зачем снежную гору поливают водой? Зачем ледяные дорожки посыпают песком? Наблюдайте, рассматривайте, открывайте мир вместе с ребёнком. Интересных вам находок и удивительных впечатлений.