В настоящее
время общепринятым считается мнение, что младенцев не следует пеленать. Как
взрослому, так и ребенку необходима свобода движений. Ограничение движений
ребенка тормозит не только формирование двигательных навыков, но и
своевременное развитие речевых функций. Вот тут-то и появляется проблема
правшества и левшества у малыша. Ограничение движений левой руки у
новорожденного левши сказывается на ломке заложенной природой моторной системы
коры головного мозга, которая называется соматотопической проекцией. У правши
соматотопическая проекция всего тела человека, прежде всего его подвижных
частей и особенно пальцев рук, речевого, артикуляционного аппарата (гортани,
глотки, языка, губ, мягкого нёба), генетически заложена в левом полушарии
головного мозга, у левши – в правом полушарии.
Пеленание левой
руки у младенца-левши приводит к тому, что возникает пространственная ломка
формирования движений: стимулируются движения правой, не основной руки, а
основная, ведущая рука остается без стимуляции. Переучивая ребенка-левшу
держать в правой руке ложку, карандаш, мы тем самым перекладываем врожденные
функции ведущего у левшей правого полушария на левое, в котором у них нет так
называемой проекционной базы для тонких движений пальцев и артикуляционного
аппарата. Развивающаяся на базе слухового восприятия речь «не знает», в каком
полушарии ей «осесть», ее все время «запихивают» в то полушарие головного
мозга, которое должно реализовать не речевое, а музыкальное восприятие и
воспроизведение.
Именно поэтому
нередко взрослые левши, которых в раннем детстве жестоко переучивали, не умеют
ориентироваться на местности, танцевать, не воспринимают мелодии (о таких людях
говорят, что им медведь на ухо наступил). Дети неловки в движениях, позже
начинают говорить, неверно произносят многие звуки и, как всякий лишенный
свободы человек, подвержены неврозам: либо заторможены в развитии, либо
чрезмерно возбуждены, упрямы, невнимательны.
Если у ребенка
ведущий глаз левый, он не сразу может научиться ориентированию на листе бумаги.
Зрение устроено так, что у левши глаз невольно падает на правую сторону книги и
тетради. Поэтому он и читает слово с конца. Видит, что получается бессмыслица, и
не решается произнести это вслух. Родители же или учитель не понимают, почему
ребенок читает с паузами, торопят его, травмируют, тогда, как малышу надо
помочь.
Настойчивое
переучивание левши с левой руки на правую может привести к недостаткам
произношения, заиканию, трудностям в школьном обучении, второгодничеству,
нелюбви к чтению чуть ли не на всю жизнь. А бывает и похуже – к негативизму,
уходу из школы и из семьи, бродяжничеству. Речь таких ребятишек долгое время
остается односложной, задерживаются навыки рисования, двигательная пластика. А
виноваты в бедах ребенка его родители, стремящиеся сделать своего младенца
таким, как все, то есть правшой.
Многие левши,
переученные в детстве, всю жизнь пишут и держат ложку правой рукой. Зато все,
чему их не обучали в детстве делать правой рукой, даже в зрелом возрасте делают
левой. Правая рука нередко остается у них менее ловкой, менее приспособленной к
труду. Материал подготовила переученная левша старший воспитатель Киян Е.Б. |