
Часто родители пребывают в некотором заблуждении по поводу
подготовленности их детей к школьному обучению. Заблуждение это заключается в
родительской уверенности в том, что ребенок является подготовленным к школе,
если умеет читать, писать и считать. Между тем, мало кто из родителей
догадывается, что иногда, даже овладев этими умениями, ребенок необязательно
будет хорошо учиться в школе.
Дети развиваются неодинаково, и то, что естественно для одного
ребенка, для другого еще сложно и не своевременно. Но почему-то многие родители
считают возможным форсировать интеллектуальные способности своих детей.
Что же делать родителям, от действий которых зависит уровень
подготовленности их ребенка к школе? Прежде всего необходимо понять, что надо
не обучать ребенка тому, чему будут учить в школе, а развивать его предпосылки
к обучению. Тогда позже, в процессе получения знаний, ребенок будет способен их
усваивать. К этому будет готов его мыслительный аппарат, у ребенка появятся
мотивация к обучению и контроль за своими действиями.
Часто бывает, что ребенок хорошо читает, считает, пишет. Родители
гордятся этим и при каждой удобной возможности стремятся продемонстрировать эти
умения. Но при ближайшем знакомстве с таким ребенком оказывается, что
инструкцию он никогда не воспринимает с первого раза. Он просто не слышит, что
от него требуется. При повторе он улавливает инструкцию лишь частично, а при
очевидной допущенной ошибке не стремится ее исправить. Такой ребенок не
способен поднять руку, чтобы обратиться к педагогу, если не понял, не расслышал
задание. Как правило, в классе более двадцати учеников, и учителю бывает трудно
контролировать нюансы в поведении каждого из них. Если к перечисленным
проблемам добавить еще и неумение планировать свою деятельность, неспособность
подготовиться к следующему заданию, то вырисовывается портрет ребенка,
психологически к школе не готового.
Существует еще и мотивационная готовность к школе. Психологам
часто приходится сталкиваться с тем, что в отличие от официального опроса при
неформальном общении дети признаются в своем нежелании идти в школу. Одни
объясняют это тем, что в школе, на их взгляд, будет очень трудно. Другие – что
придется выполнять домашние задания. А третьим вообще бывает тяжело
сформулировать свое негативное отношение к школе. Они говорят, что просто не
хотят идти в школу, а почему – не знают. Получается, что желание, которое
является движущей силой и считается самым мощным фактором в достижении любых
успехов, у них отсутствует. Часто при выяснении причин сложившейся ситуации
психолог узнает, что родители слишком переусердствовали в своем желании
приобщить ребенка к миру знаний. Форсируя способности ребенка, родители рискуют
привить у него отвращение не только к обучению в школе, но и к процессу
познания вообще.
Нужно помнить, что для дошкольного возраста ведущей является
игровая деятельность. И если вы хотите познакомить ребенка с миром цифр и букв,
то обязательно делайте это с помощью игры. Только погружаясь в царство кубиков,
бусинок, пирамидок и мячиков, вы сможете говорить с ребенком на его языке. Так,
становясь партнером ребенка по играм, вы сумеете осторожно, шаг за шагом
увлекать его чем-то более интересным. Постепенно, слегка усложняя перед ним
задачи, вы сможете аккуратно ввести его в боле сложный мир. Сажать ребенка
раньше времени за парту, ставить ему оценки и сравнивать с более успешными
детьми - значит обрекать его на муки.
Бывает, что желание учиться компенсирует даже не слишком большие
знания ребенка. Мотивационная и психологическая готовность к школе не менее
важна, чем готовность интеллектуальная, а знания и умения при отсутствии
желания часто не приносят успехов в учебе.
Нашла и подготовила материал старший воспитатель Киян Е.Б. |