Метод проектной
деятельности в музыкально-эстетическом воспитании можно использовать, начиная
со второй младшей группы. В три года ребёнок воспринимает окружающий мир через
игру, поэтому очень важно, чтобы краски, звуки пришли к нему как увлекательный
игровой материал. Для этого возраста уместны игровые типы проектов, с
тематикой сказки-игры. Это проекты:
- «Как играть с музыкой»:
- «Игры-путешествия в
различные сказки», связанные со звуком, цветом, эмоциональным настроением;
В средней группе
образное мышление ребёнка позволяет ему включиться в творческие проекты:
- «Театр сказки»
(придумывание сказки на основе музыкальных интонаций
и художественных иллюстраций)
- театрализованные игры (по выбору);
- настольные театры.
В старшей группе ребёнок
способен находить общность эмоционального состояния образа в музыкальном
произведении, в произведении изобразительного искусства и литературном
произведении. Это возраст, когда начинает развиваться ассоциативно-образное
мышление. Здесь можно использовать проекты:
- «Встречи в музыкальной
гостиной»;
- «Времена года»
- музыкальная сказка (по выбору).
В подготовительной
группе задачи становятся сложнее и возможности ребёнка позволяют ему принять
участии в таких проектах как:
- «Путешествие в
цветомузыкальное пространство»;
- «Сказка в музыке».
Названные проекты дают
детям применить полученные знания, проявить творчество в различных видах
музыкально-эстетической деятельности. Для каждого проекта характерны свои цели, задачи, формы работы. Работа по
формированию у детей интереса к поиску, развитию творчества, инициативы,
положительного отношения к занятиям начинается с выявления уровня их знаний и интересов,
коммуникативности, степени сформированности практических умений и навыков,
художественно-речевой деятельности. Для этого разрабатывается диагностический
инструментарий отслеживания уровней музыкальности детей, их
эмоционально-ценностного отношения к музыке.
В ходе реализации проекта используются перспективные
планы работы над музыкальными спектаклями в сочетании с занятиями художественно-эстетического
цикла, интегрированные занятия, на которых дети могут прослушать музыкальные
произведения, рассмотреть иллюстрации художников, передать свои впечатления
через творческую деятельность. Это помогает им нагляднее и эффективнее
сопоставить свои наблюдения и представления об окружающем мире с изучаемыми
художественными и музыкальными произведениями.
Работа
над проектами музыкально-эстетического цикла имеет большое значение для
развития познавательных интересов ребёнка. Через объединение различных областей
знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная
работа детей даёт им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности.
Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Смысл
музыкально-эстетической проектной деятельности заключается в том, что она
помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской
деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность,
творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества
способствуют успешному обучению детей в школе
Работа
по проектам художественно-эстетического направления органично вписывается в
педагогический процесс детского сада и на практике показывает своё преимущество
и эффективность.
Материал подготовила музыкальный руководитель Чурикова Е.В.
|