Вежливость
ничего не стоит, но приносит много. М. Монтегю
«Вежливый» в толковом словаре
русского языка определяется как соблюдающий правила приличия, воспитанный и
учтивый. Яркую характеристику ребенка - невежи, который разладил отношения в
семье, подарила нам в своем стихотворении «Медвежонок - невежа» Агния Барто,
справедливо предположив, что «такие мишки есть среди ребят!».
1. Если ребенок перебивает взрослых...
«Не перебивай меня, не перебивай!»
- так поется в известном шлягере, где
она возмущена и устраивает истерику ему за то, что он ее не слушает. Как
неприятно, когда тебя перебивают, даже если ты взрослый! А что делать, если
ребенок перебивает взрослых?
«Наш сын Ваня (2 года З месяца) не дает нам поговорить, он постоянно
требует, чтобы мы им занимались: и почитай, и поиграй и т. п. Когда мы с мужем
разговариваем, Ваня влезает в наш разговор, требует, чтобы слушали только его».
Первые слова, первые фразы... Как мы радуемся тому, что ребенок умеет
говорить! Проходит время, и мы замечаем, что малыш не только научился
разговаривать со взрослыми, он научился взрослых перебивать.
Необходимо знать, что, когда
ребенок перебивает взрослого, влезает в разговор без спроса, это может
означать, что он:
• не умеет слушать;
• проявляет агрессию по отношению к тому, кого он перебил;
• хочет обратить на себя внимание,
к которому привык, являясь центром семейной вселенной;
• не обладает достаточным запасом терпения;
• недополучает родительского внимания.
Памятка для педагогов и
родителей
«Как научить ребенка не
перебивать взрослых»
1. Заранее договоритесь с ребенком о том, чтобы, когда к вам придет гость и вы
будете с ним разговаривать, малыш, например, поиграет один в своей комнате.
Объясните, что сейчас вы заняты. Попросите запомнить то, что ребенок хочет вам
сказать, с тем чтобы выслушать его тогда, когда закончите разговор с гостем.
Попросите ребенка нарисовать, написать то, что он хочет вам сказать.
2. Не используйте такие фразы, как: «Ты перебил меня!», «Нехорошо перебивать
взрослых», «Только плохие мальчики так делают» и т. п.
З. Научите вежливым способам прерывания
разговора: фраза «Извините, пожалуйста, за то, что я вынужден прервать вас!»
может стать поистине волшебной.
4. Показывайте пример для ребенка
и не влезайте в чужой разговор без необходимости.
5. Учитывайте возраст: чем
младше ребенок, тем сложнее ему сдерживаться в ожидании паузы в разговоре.
6. Хвалите ребенка за то, что он
нашел, чем ему заняться, когда вы были заняты разговором.
7. Сами никогда не перебивайте
ребенка!
Известно, что появление нетерпеливости
связано с чувством беспокойства характерно для детей, имеющих повышенное нервное напряжение. Когда ребенок
много говорит, вмешивается
в разговоры взрослых и других детей, вторгается в чужие игры - это может быть
одним из симптомов гиперактивности.
2. Если ребенок не
здоровается...
Для некоторых детей ситуация прихода и ухода, когда требуется поздороваться
или попрощаться, вызывают защитную реакцию в виде ступора. Выйти из этого состояния
поможет естественное поведение взрослого, который, к примеру, поздоровается за
себя и за своего малыша, да и попрощается два раза. С мальчиком Васей 4 лет, у
которого проявления невротического ступора случались каждый раз в ситуации
прощания и приветствия, мы вместе с родителями придумали увлекательные способы
приветствия и прощания:
плечиками, ступнями ног, ладошками
и т п. Васе понравились такие веселые способы, а однажды, когда прошло уже
несколько месяцев, мы услышали от мальчика вслед за мамой сказанное им
приветствие: «3дравствуйте!»
Причиной того, что ребенок не здоровается и не прощается, может быть и
неблагоприятная семейная атмосфера. Приведем пример. Состав семьи: мать (26
лет), отец (32 года), сын Денис (4 года), бабушка (папина мама, 60 лет),
дедушка (папин папа, 67 лет), дядя (папин брат, 26 лет). Мама обеспокоена: «Денис в детском саду не умеет общаться с
детьми, его игры со сверстниками заключаются в том, что он ломает их постройки
и веселится по этому поводу. И никак не научить его здороваться! Денис не говорит
"до свидания”, не говорит «спасибо», может ущипнуть деда или ударить его носком
ботинка. Папе Денис выражает свое недовольство словами: Я с тобой не дружу!” Он
вредный мальчик, который делает все поперек. Он, пожалуй, такой же, как
я!»
Нетрудно догадаться, что в этой семье не только мальчик так себя ведет,
но и другие члены семьи. Оказалось, что мама Дениса не здоровается с бабушкой,
выражая тем самым свое недовольство свекровью. Бабушка и дедушка не здороваются
между собой и с другими членами семьи. В условиях этой семьи мальчика
действительно трудно научить вежливым словам, ведь необходимо менять не только
поведение каждого взрослого члена семьи, но и неблагоприятную атмосферу, в
которой волшебные слова просто не могут жить. |