Подготовка к школе: тренируем волю, учимся общаться. Каждый родитель хочет и надеется на то, что его ребенок будет учиться в школе успешно, и обучение будет доставлять ему и семье в основном положительные эмоции. Понимая, что успешное обучение во многом зависит и от подготовки к нему, многие родители прикладывают немало усилий, готовя малыша к школе. Однако что значит – подготовить ребенка к школе? Научить его писать и считать – хорошо, но мало. Потому что психологическая готовность к школе включает в себя не только уровень общего развития малыша, но и: - так называемую сформированную социальную позицию школьника (отношение ребенка к школе, учителю, учебе и себе как ученику. Сформированность этой позиции зависит от того, умеет ли малыш общаться и учиться, встраиваться в коллектив, выполнять совместную работу. Может ли он слушаться учителя, слышать его требования, выполнять задания по данному образцу,) началу учебной деятельности. -произвольное поведение (когда ребенок может сознательно управлять своим поведением, ставить цели и достигать их. Преодолевать трудности, не останавливаться на полпути) -мотивационная готовность к учебе (когда ребенок стремится к интеллектуальной деятельности, к тому, чтобы занять свое место в окружающем мире и получать одобрение и оценку, к тому, чтобы достигать успеха или избегать неудач) Как видите, подготовить к школе ребенка - деятельность весьма разнообразная. Как же близкие будущего школьнику могут помочь ему освоиться в новой социальной среде и стать успешным учеником? Произвольное поведение. Прежде всего – не стоит требовать от малыша невозможно. Момент, когда малыш научится подчинять свое поведение заданной цели, определяется во многом физиологией. Лобные отделы мозга, отвечающие за этот процесс, формируются только к 7 годам. Однако мы можем помогать ребенку осознавать свои цели, ставить перед собой новые, добиваться их, не «ломаться» при возможных трудностях, проверять результаты. Цели могут быть простыми - подтягиваться каждый день на раз больше, чем вчера, раскрасить сложную многодетальную картину, отказаться от вкусных, но вредных для здоровья продуктов, каждый день читать по рассказу, выполнять свои домашние обязанности и т.д. Вероятнее ребенок достигнет цели, если он будет лично заинтересован в ее достижении, а выполнение будет ему по силам. Превращать «выработку воли» в дрессировку нельзя, ведь ваша задача – научить малыша осознанному поведению – цель – план по достижению – достижение – результат. Выход – играть. Уборка может стать поиском клада, вместо рисования скучных узоров для развития моторики можно перерисовывать старинные пиратские карты, а не заплакать, ударившись, проще, если все вокруг считают тебя доблестным рыцарем. Задача взрослого – помочь выбрать интересную ребенку цель, подбадривать, не давать «отлынивать», выполнять все задание от начала до конца, радоваться достижениям и ориентировать на постоянное совершенствование результатов ( «Завтра ты сможешь сделать еще лучше, если захочешь»). Стоит ли упоминать, что нельзя критиковать ребенка и оценивать его как личность в зависимости от того, достиг он в этот раз или не достиг. Вообще, прежде, чем требовать от детей чего-либо, в том числе и волевых усилий, стоит проанализировать – требуете ли вы того же от себя и выполняете ли все намеченное с блеском? Удивительно, но порой родители гораздо снисходительнее к себе, чем к детям. Еще один способ обучения владению собой – приучение к определенному режиму и его соблюдению, а также тренировка усидчивости и концентрации на выполняемом в данном момент деле. В последнем также помогут игры – на внимательность. Например, «да и нет не говорите, черный -белый не берите» или «пол -потолок – пол». Еще один вариант- за лимитированный отрезок времени ребенок должен найти в месте, где он находится, скажем, 7 красных предметов или 4 слова с буквой «П» Мотивационная готовность к учебе. Мотив, стремление учиться бывают разными. Также бывают разными и причины нежелания идти в школу. Самый простой способ выяснить представления ребенка о школе и эмоции, связанные с его будущим ученичеством – ненавязчиво побеседовать с ним, задав вопросы: Хочешь ли ты идти в школу?. Что в школе интересного? Чем она тебе нравится ( или не нравится) Чем бы ты занимался, если не ходил бы в школу? Ответы могут быть разными, от удовольствия носить форму, играть на переменках, быть как старший брат – школьник до желания узнавать новое, решать примеры, учиться писать письменно, получать оценки и т.д. Если ваш будущий первоклашка пока центрирован на внешних мотивах ( ранец – форма и т.д.), не стоит пугаться, это нормальная ситуация для будущих учеников. Однако, в любом случае, важно, чтобы у ребенка формировались правильные представления о школе и о том, что происходит за ее дверьми. Что могут делать близкие ребенка для этого: -беседовать о школе и школьной жизни, об уроках, правилах, учебниках, домашних заданиях и т.д. -можно посмотреть вместе хорошие фильмы или мультики на школьную тему, рассказать о своем школьном опыте -можно играть в школу, уроки и т.д. Подобные игры полезны не только тем, что ребенок в игровой форме приучается к школьным реалиям, но и тем, что наблюдая за тем, как ведет себя ребенок в роли ученика и учителя, можно ясно увидеть его представления о школе: - подчеркивать свое уважительное отношение к новой будущей роли ребенка, к его учебной деятельности как серьезному и очень важному занятию. Беседовать о том, как почетно и важно быть учеником, о том, для чего нужно учиться, о том, как интересно узнавать что-то новое и т.д. - тон всех бесед должен быть позитивным, но реалистичным, без излишнего «приукрашивания», иначе столкновение с возможными трудностями «подкосит» энтузиазм ребенка на корню. Чего не стоит делать: -пугать школой, возможными последствиями плохой учебы, плохим отношением к ребенку одноклассников и учителей.( «Придешь в класс такой неуч, все ребята будут над тобой смеяться») -ставить ваше отношение к малышу в зависимость от его школьных успехов («Будешь плохо учиться – вот не буду тебя любить») Социальная позиция школьника. Как мы уже упоминали, социальная позиция школьника – это отношение ребенка к школе, учителю, учебе и себе как ученику. Для того, чтобы помочь ребенку наладить отношения с одноклассниками, приучиться исполнять требования учителя и т.д., также существуют игры. Игры на развитие коммуникабельности, внимания к другому: «Пишем на ладошке». Играют пары. Один в паре закрывает глаза, второй пальчиком на ладошке пишет цифру или букву. Задача первого – отгадать написанное. Потом ролями меняются. «Близняшки». Играют также парами ( парой). Двое встают вместе, боком друг к другу, одна рука обхватывает пояс другого. Ноги, стоящие рядом, связываются веревочкой. Задача – перемещаться по комнате, садиться, вставать, приседать, не падая. Если пар несколько, можно устроить соревнование – кто дольше не упадет. Такими же парами можно играть в футбол или баскетбол. «Проводник». Парная игра. Один закрывает глаза и начинает передвигаться по комнате. Задача второго – только словами, не касаясь первого, направить его так, чтобы первый не споткнулся, ушибся, наткнулся и т.д. Помимо коммуникабельности, игра развивает внимательность и способность ориентироваться в пространстве. «Рисуем вместе» - парная игра. Задачи пары – нарисовать рисунок совместными усилиями. Как? На стену вешается лист бумаги. «Художник» закрывает глаза повязкой, а «ведущий» диктует «художнику», где и что рисовать. «Нарисуй круг. Справа от него – прямую линию вправо. Левее, выше..и т.д.» Если пар – две и больше, устраивается конкурс. «Ассоциации», «Пантомима» и другие аналогичные игры также хороши для развития навыков коллективного общения. Игры на внимательность и произвольное поведение: «Море волнуется раз» - отличная игра на умение владеть собой, эмоциями и своим телом. «Можно и нельзя» - в доме объявляется время ( час, 10 минут, день) – когда можно будет делать ЧТО-ТО. Что - выбираете вы с ребенком, учитывая его пожелания. Это может быть разрешение делать все, за исключением опасных для жизни вещей. Или разрешение делать что-то, особо желанное для ребенка, но ограничиваемое обычно вами- громок кричать, прыгать, смотреть мультики и т.д. Но существует также и время «нельзя». Например, в течение часа можно вести себя очень тихо. Или делать что-то определенное, одобренное вами. Цель игры - приучить ребенка контролировать вои импульсы и выделять определенное время для разного типа деятельности. Строго говоря, практически любые коллективные игры учат ребенка взаимодействию с другими, поэтому даже такие, казалось бы, далекие от учебы, как «дочки-матери», «детский сад», «казаки- разбойники» приносят ощутимую пользу: ребенок учится действовать по правилам, осваивает новые роли и типы взаимоотношений. материал подготовлен старшим воспитателем Киян Е.Б. |