Потребность в общении - жизненная необходимость, она рождается
вместе с человеком. Говорите с малышом, и он будет счастлив от общения с
родителями. Побуждайте его к высказыванию своих мыслей, задавайте ему вопросы и
учите отвечать на них.
Говорите с ребенком
Ведь постоянные диалоги с ним учат ребенка мыслить, сравнивать
информацию, обобщать ее. Ребенок познает мир. У него формируется система
знаний. И в этом поможет малышу взрослый, который знакомит его, прежде всего, с
тем, что ребенку положено знать. Все это преподносится в доступной для ребенка
форме и от простого к сложному.
Говорите с ребенком о людях, о природе, о животных. В процессе
изучения окружающей действительности у малыша формируется опыт поведения в
кругу сверстников, в кругу взрослых. Например, тема "человек и животный
мир". Побеседуйте о домашних животных, о том, что человек получает от них
(от коровы - молоко, от овцы - шерсть, от курицы - яйцо).
О жизни диких животных дети знают из сказок. Расскажите им о
настоящих диких животных, их повадках. Попросите ребенка вспомнить о внешнем
виде животных, как домашних, так и диких. Понаблюдайте с ребенком за жизнью
птиц, насекомых в парке.
Побуждайте ребенка к высказыванию своих мыслей,
задавайте ему вопросы и учите отвечать на них
Понятно, что общение может происходить по разным поводам и иметь
разное содержание. "Обучение общению" лучше начинать с того уровня,
которого ребенок уже достиг, т. е. с того, что ему интересно. Хорошей опорой
для познавательного общения может быть не только наглядный иллюстративный
материал (книжки, картинки), но и прошлый опыт ребенка.
Вовлечение своих впечатлений в беседу со взрослым обычно
начинает сам ребенок. Разглядывая, например, картинки, дети любят вспоминать,
где они видели таких зверей или птиц, куда они ходили с родителями и пр.
Поощряя и развивая подобные высказывания, взрослый должен следить за тем, чтобы
ребенок не отвлекался от основной темы разговора и не свел познавательную
беседу к рассказу о событиях своей жизни.
По-другому происходит формирование личностного общения. Здесь
важно создать атмосферу близости, доверия, открытости друг другу. Сначала
разговор с ребенком может основываться на его конкретных действиях: как ты
хорошо сегодня домик построил или спел песенку. Взрослый при этом должен
высказывать и обосновывать свое отношение к результатам детской деятельности,
но не навязывая его как единственное и не подавляя инициативу детей. В
дальнейшем умение высказывать и обосновывать свое мнение, сравнивать себя с
другими нужно наполнять личностным содержанием Разговор на личностные темы
желательно начинать с чтения и обсуждения книжек о событиях из жизни детей - об
их конфликтах, отношениях, поступках.
Хорошим материалом для таких бесед могут служить рассказы для
детей Л. Толстого, Л. Пантелеева или волшебные сказки, в которых моральная
оценка тех или иных качеств и поступков персонажей выступает особенно ярко.
Детям дошкольного возраста очень важно дать ценностные ориентиры для
правильного отношения к человеческим качествам и поступкам. Именно в дошкольном
возрасте они могут и должны понять, что такое хорошо, а что такое плохо, должны
и могут усвоить представления о добре и зле. Эти представления не зависят от
социального строя и экономических условий. По-прежнему добро - это доброта,
помощь, сочувствие, а зло - это злость, жестокость, безразличие к чужой беде.
В ходе наблюдений за окружающей жизнью, слушая сказки, смотря
фильмы, дети активно строят образ себя в будущем. Содержание этого образа у
современных детей специфично. Они зачастую не имеют представления о том, чем
будут заниматься. А фиксируют то, что они будут иметь: дом, машину, собаку;
девочки - наряды. Необходимо говорить с детьми об их планах, больше слушать,
чем давать рекомендации Внимательно выслушивайте все рассуждения и не
торопитесь вносить в них свои коррективы. Важна не правильность вывода, а само
стремление малыша рассуждать и думать.
Проявляйте уважение к его интеллектуальному труду. Шутки и
насмешливый критический тон при обсуждении мыслей ребенка недопустимы.
Постепенно ребенок станет более любознательным. И вы приятно удивитесь тому,
какие вопросы он будет вам задавать, и тому объему знаний, который он усвоил.
Беседовать с ребенком - не означает, что нужно делать это с утра
до вечера. На прогулке, по дороге из детского сада, во время совместных
домашних дел, во время игры - все это время необходимо использовать, чтобы
поговорить с ребенком. И он будет счастлив от общения с родителями, будет
спокойнее и счастливее от сознания того, что родители его любят. Ничто не
заменит тепло матери и внимание отца. Материал подготовила: Киян Е.Б. |