Наверное, многим родителям хотелось бы иметь какой-то
один универсальный, «волшебный» рецепт воспитания умных, общительных,
контактных детей. Однако такого рецепта нет и не может быть. В наши дни все
больше растет понимание того факта, что процесс воспитания формируется не
только родителями.
На него немалое воздействие оказывают и сами дети
своим характером, темпераментом, индивидуальными особенностями психики. Ребенок
никогда не будет полностью таким, каким хотят взрослые. Он самостоятельная
личность, которую необходимо понимать, принимать и уважать. Взаимная
привязанность и зависимость, которая складывается в отношениях между родителями
и ребенком в раннем периоде жизни малыша, постепенно сменяется отношениями партнерства.
Ребенок начинает отдаляться от родителей, и сформировавшаяся ранее неразрывная
связь уступает место новым отношениям – ребенок видит в маме и папе своих
друзей, с которыми можно общаться, у которых всегда можно получить признание и
поддержку.
Значительную
часть времени ребенок начинает проводить в обществе сверстников.
Сформировавшаяся к трем годам потребность быть более
независимым переходит в возможность проявить физическую, эмоциональную и
социальную самостоятельность. Ребенок стремится к установлению и поддержанию
контактов с другими детьми, однако практически у каждого трехлетнего ребенка в
определенный момент его жизни появляются затруднения, связанные с общением. Это
не означает, что в развитии ребенка имеются какие-то нарушения, ведь овладеть
искусством эффективного взаимодействия с другими людьми достаточно тяжело, и не
все взрослые владеют им в полной мере. Наша с вами задача – поддерживать и
развивать способности и навыки общения ребенка. Конечно, овладение искусством
общения не может происходить без проблем и ошибок; не ошибаясь, ребенок никогда
не научиться эффективно, без стеснения и конфликтов общаться. Мы можем лишь
помочь ему преодолеть возникающие трудности и в некоторой степени предупредить
их проявление.
Давайте попробуем развить у ребенка некоторые умения,
которые пригодятся ему в реальном общении с людьми, поможем ему наиболее
безболезненно пройти сложный, но необходимый путь к овладению средствами
эффективного общения. Несложные игры и упражнения, способствующие развитию
основных коммуникативных умений, вы легко можете использовать дома в
индивидуальных занятиях с ребенком, а также предложить детям во время прогулки.
Мы условно разделим их на несколько групп:
«Я и мое тело». Эти игры направлены на двигательное раскрепощение и преодоление
замкнутости, пассивности, скованности ребенка во время общения. Это очень
важно, поскольку только физически раскрепощенный ребенок может чувствовать себя
спокойно и уверенно, общаясь с другими людьми.
Например:
Изображаем животное. В течение нескольких минут вы и
ваш ребенок превращается в животное (любое –не на ваш выбор). Вы должны стать
этим животным, переняв его движения и издаваемые звуки. Ползайте, прыгайте,
скачите, летайте, кричите, чувствуйте себя свободно и раскрепощено.
Свободный танец. Участники выполняют любые танцевальные
движения под музыку.
Театр зверей. В этой игре ребенок,
подражая движениям зверей, совершенствует свои движения, развивает их выразительность, точность, разнообразие. Он учится управлять своим телом. В игре «Театр зверей» ребенок с удовольствием будет изображать то одно, то
другое животное.
«Ежики». Сложить вместе согнутые
«лапки», слегка присесть, переступая мелкими шажочками. «Свернуться клубком»:
присесть, обхватив руками колени, голову вниз.
«Петушок». Шагаем, высоко поднимая ноги,
согнутые в коленях, хлопая руками- «крыльями» по бокам. Голова высоко поднята.
«Я и другие». Игры и упражнения, помогающие
ребенку увидеть и понять другого человека, партнера по игре и общению. Они
способствуют развитию навыков совместной деятельности, чувства общности,
единения с группой, помогают сформировать внимательное и доброжелательное
отношение к другим людям.
«Бюро находок». Игроков должно быть 3 или 4. Каждый
играющий «теряет» какую-нибудь свою вещь (бантик, шнурок, игрушку, пуговицу и
т. п.). Все вещи собирает «Бюро находок». Директор бюро берет по одной
«потерянной» вещи и спрашивает водящего: «Что должен сделать этот растеряша?»
Водящий, стоя спиной, дает задание каждому ребенку (спеть, станцевать,
рассказать стих и т. п.),выполнив которое он получает из бюро свою вещь.
Игра
помогает увидеть и оценить возможности и способности друг друга.
Киян Е.Б. |