Ну, кто сказал, что общаться с ребенком легко. Вечно они недовольны: « Он отнял у меня мою машинку!», капризничают: « Не надену эту уродскую шапку!». Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Он сам не понимает своих чувств не может и не знает как их выразить Во всех случаях когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать – это дать понять, что вы знаете о его переживании ( или состоянии). Сын: он отнял у меня мою машинку! Мама: Ты очень огорчен и рассержен на него. Дочь: Я больше носить эту ужасную шапку! Мама: Тебе она очень не нравится. Скорее всего, такие ответы покажутся вам непривычными и даже неестественными. Гораздо легче и привычнее сказать: -Ну, ничего поиграет и отдаст… -Перестань капризничать, вполне приличная шапка! Своим советом или критическим замечанием родитель как бы сообщает ребенку, что его переживания неважно, оно не принимается в расчет. Но если родитель показывает, что понял внутреннюю ситуацию ребенка, готов, услышав о ней больше, принять ее, произведет на ребенка совершенно особое впечатление. Вот один из примеров: Папа с сыном торопились на автобус , и на него никак нельзя было опаздывать. По дороге мальчик попросил купить ему шоколадку, но папа отказался. Тогда обиженный малыш стал саботировать папину спешку: отставал, смотрел по сторонам, останавливаться для каких-то «неотложных» дел. Перед папой стал выбор: опоздать или тащить ребенка за руку. И тут он обращается к ребенку: «Ты расстроился из-за того, что я не купил тебе шоколадку, расстроился и обиделся на меня». В результате произошло то, чего папа совсем не ожидал. Мальчик вложил свою руку в папину, и они быстро зашагали к автобусу. Не всегда, конечно конфликт разрешается так быстро. Ребенок, чувствуя готовность родителей его слушать и понимать, охотно продолжает рассказывать о «наболевшем». И взрослому остается только активно слушать его дальше. Ну что же иногда и детям нужно выговориться. Материал подготовила Полещук М.А. |