Процесс формирования
эмоционально-чувственного отражения мира в эстетическом развитии дошкольников в
сегодняшней образовательной ситуации выступает на первый план. Ребёнок
оценивает любое явление с позиции его эмоциональной ценности. Ориентация
ребенка-дошкольника на ценности мировой музыкальной и художественной классики
играет огромную роль в развитии эмоциональной сферы. Развитие эмоций, интересов,
мышления, воображения, вкусов ребёнка на основе шедевров классической музыки,
живописи и поэзии, способствует формированию основы его музыкально-эстетического
сознания и общей духовной культуры в целом. Комплексное использование видов
искусств помогает выявлению тематического единства, поиску общих
изобразительно-выразительных элементов, объединяющих разные художественные
направления, нахождение соответствий между средствами выразительности в разных
видах искусств с помощью объединяющего начала – художественного слова.
Становление музыкально-эстетического и художественного сознания детей, развитие
их способности к эстетическим переживаниям - актуальнейшая задача сегодняшнего
дня.
Понимание дошкольного образования как активизации работы
души ребёнка заставляет нас искать новые пути приобщения дошкольников к
произведениям мировой и художественной классики, выбирать более эффективные средства
обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных
технологий. Одним из перспективных инновационных методов, способствующих
решению этой проблемы, является проектный метод, использование которого предполагает
интеграцию (взаимопроникновение видов искусств) на основе единого проекта. Кроме
того, использование проектного метода в музыкально-эстетическом воспитании
дошкольников способствует развитию образовательного учреждения, гармонизации
отношений педагогов, воспитанников и их родителей.
Давно доказано, что именно в дошкольном возрасте
формируются эталоны красоты, накапливается тот опыт деятельности, от которого во
многом зависит его последующее эстетическое восприятие искусства и окружающего
мира. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства,
постоянно расширять их представление о красоте музыки, живописи и поэзии. Важно
включить в этот процесс и родителей, которых необходимо убедить, что только
заинтересованностью можно добиться успеха в музыкально-эстетическом и
художественном образовании детей. Работа с родителями – одно из важных
направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Родители, хорошо зная своего ребёнка,
его характер, увлечения, склонности и найдя нужный подход, могут заинтересовать
его произведениями искусства, постоянно обогащать впечатлениями, используя
такие средства воздействия как слушание музыки, чтение книг, рассказывание
сказок, рассматривание репродукций картин и т.д.
В соответствии с задачами по художественно-эстетическому
воспитанию дошкольников, нужно научить детей
слышать, видеть, понимать.
Взаимодействие различных видов искусства
(музыка-живопись, музыка- литература, литература-живопись и др.) и
художественной деятельности детей в
едином образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения
даёт больше возможностей и открывает новый путь в ходе реализации проектного
метода. Особенно популярным становится детский театр. Он, как центр притяжения,
стягивает все виды искусства в одно целое и предоставляет для тёплой встречи
своё «компромиссное пространство» Об общности детской игры и театра говорить
излишне. В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры,
в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты и сцены из окружающей
действительности.
Введение ребёнка в мир искусства и эстетического познания
мира, через интеграцию различных видов искусства – учебно-воспитательный процесс, обеспечивающий оптимальные условия для
полноценного развития детей. Проектный метод с использованием интеграции - один
из важных путей повышения качества художественно-эстетического образования, его
обновления, эффективности развития личности ребёнка, сохранения психического
здоровья и свободного пространства детства. Проектная деятельность усиливает
эстетические эмоции, активизирует развитие ассоциативного мышления,
воображения, помогает осваивать искусство перевоплощения, вхождения в образ, а
также стимулирует самостоятельность и ответственность у детей дошкольного
возраста.
Материал подготовила музыкальный руководитель Чурикова Е.В. |