Эвритмическая гимнастика— вид
оздоровительно-развивающей гимнастики, основанной на ритмических
закономерностях речи, музыки, общеразвивающих упражнений базовых шагов и элементов
аэробики. Основные задачи, решаемые на занятиях по эвритмической
гимнастике:
- формирование и коррекция осанки, чувства темпа и ритма движений,
внимания, пространственной ориентации;
- развитие двигательных качеств (силы, выносливости, быстроты, гибкости,
ловкости);
- коррекция координации движений рук (пальчиковая гимнастика, включение в
общеразвивающие упражнения мелких движений рук) и ног;
- улучшение психического состояния (снижение тревожности и агрессии,
эмоционального и мышечного напряжения, совершенствование внимания,
воображения);
- расширение эмоционального опыта, развитие навыков взаимодействия друг с
другом;
- формирование творческого начала («ритмическое фантазирование» на заданные и
произвольные темы), создающего атмосферу радости и стимулирующего развитие
созидательных способностей.
Примерное содержание занятия эвритмической гимнастикой.
В самом начале занятия дети двигаются свободно, но, стараясь, не сталкиваться
друг с другом. Для концентрации внимания и собранности слушают биение своего
сердца или музыку умеренного темпа, но с четким ритмическим рисунком (без
движения), по предложению педагога изображают, как бьется сердце, как выдох
чередуется с вдохом. Затем дети встают рядом с педагогом и, взявшись за руки,
образуют большой круг, потом опускают руки и садятся на пол. Каждый по очереди
называет свое имя, повторяет его еще раз, акцентируя слоги, пытаясь его
прохлопать. Выбрав несколько имен, дети прохлопывают их: тихо, громко,
маленькими группами. Следующее задание - прохлопать ритм имени, состоящего из
двух - трех слогов, и догадаться, какое это имя.
Интересно проходит
разминка с каким-нибудь предметом, например с мягкой игрушкой или мячом. Это
повышает эмоциональность занятия и одновременно ускоряет развитие координации
движений, силы мышц рук, мелкой мускулатуры и ловкости во владении
предметами.
Предлагаем примерные конспекты комплекса
игровых упражнений.
«Мультяшки»
1. Незнайка. И.п. - руки на поясе. 1 - правое плечо вверх; 2
- И.п.; 3 -левое плечо вверх; 4 - И.п.; 5-6 - поднимаясь на носки, плечи вверх;
7-8 - и.п. (4 раза).
2. Чебурашка. И.п. - о.с. 1 - приставной шаг; 2 - полуприсед
с поворотом туловища влево, руки согнуть вперед ладонями, пальцы вместе,
большой палец к ушам; 3-4 и.п.; 5-8 - тоже в другую сторону (два раза).
3. Крокодил Гена. И.п. - руки вытянуть вперед, пальцы сжать в
кулак. 1
- шаг вправо, руки в стороны; 2 - приставить левую ногу, руки вперед; 3 - шаг
влево, правая рука вверх - вперед, левая рука вниз - вперед, пальцы врозь; 4 -
приставить правую ногу, хлопок (четыре раза).
4. Мыши. И.п. - стойка, ноги врозь. 1-е наклоном прогнувшись,
выпад вправо, руки на бедрах; 2 - стойка, ноги врозь, руки перед лицом, пальцы
сжаты в кулак, локоть левой руки вниз, указательный и средний пальцы врозь; 3 -
левый локоть назад; 4 - и.п. (четыре раза).
5. Заяц. И.п. - о.с. 1 - прыжок, колени вправо, руки перед
грудью, кисти вниз; 2 - прыжок, колени влево, руки вперед; 3-4 - повторить
(четыре раза).
6. Волк. И.п. - о.с. 1-3 три шага вперед; 4 - стойка на
носках; руки вверх
- вперед, кисти вниз, пальцы врозь, выдох «у!» (четыре раза).
7. Лиса. И.п. - о.с. 1-4 - ходьба на месте, не отрывая носки
от пола (4раза).
8. Колобок.И.п.-упор присев.1-группировка;2-4-перекаты вперед -назад(4
раза).
9. Львенок. И.п. - упор лежа на предплечьях. 1 - согнуть
правую ногу;
2- и.п.; 3 - согнуть левую ногу; 4 - и.п. (четыре раза).
10.Черепаха. И.п. - упор стоя на коленях. 1 - сесть на пятки; 2 -
и.п.; 3-4
- повтор (четыре раза).
Цирк.
1. Пони. И.п. - о.с. 1-4 -четыре шага на месте; 5-8 - четыре
шага на месте, ноги врозь (два раза).
2. Лошадки. И.п. - о.с. 1-4 - ходьба, с высоким подниманием
бедра, руки за спину (четыре раза).
3. Слоны. И.п. - о.с. 1-2 - шаг правой с наклоном, правую
руку согнуть вперед ( «хобот» ), левую руку согнуть назад; 3-4 - шаг левой
(четыре раза).
4. Воздушный гимнаст. И.п. - о.с. 1-2 - два шага вперед на
носках, руки в стороны; 3 - стойка на одной ноге, другая назад; 4 - и.п.
(четыре раза).
5. Клоун. И.п. - сед, ноги врозь, руки в стороны. 1-2 -
наклон вперед, руки вверх; 3 - сед, ноги вместе; 4-5 - перекат на спину; 6-8
и.п. (два раза).
6. Акробаты. И.п. - упор сидя сзади. 1 - упор лежа сзади; 2-е
поворотом направо, упор лежа; 3 - упор присев; 4 - и.п. (четыре раза).
7. Змея. И.п. - лежа на животе. 1-4 -упор лежа, прогнувшись с
опорой на бедра (выдох «ш - ш - ш»); 5-8 - и.п. (два раза).
8.Парад-алле.И.п. - о.с. 1-8-ходьба по кругу направо,правая рука
вверх (2 раза).
Другой вариант - рассказ - упражнение.
«Лукоморье»
1. У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе
том. И.п. - о.с. 1 -
шаг правой, руки вверх - в стороны; 2 - шаг левой, руки согнуть предплечьями
вверх, ладони вперед, пальцы врозь; 3-4 - повтор (четыре раза).
2. И днем и ночью кот ученый, все ходит по цепи кругом. И.п.
- о.с. 1-8 - ходьба по небольшому кругу направо, руки согнуты перед грудью,
локти вниз, кисти вниз (два раза).
3. Там чудеса, там леший бродит. И.п. - о.с. 1 - шаг
вправо, руки в стороны, предплечья вверх, ладони вперед, пальцы врозь; 2 -приставить
левую ногу, руки перед лицом; 3 - шаг влево, руки в стороны, предплечья вверх,
ладони вперед, пальцы врозь; 4 - и.п. (четыре раза).
4. Русалка на ветвях сидит. И.п. - упор сидя сзади. 1 -
ноги вверх; 2 -упор сидя, согнув ноги, колени вправо; 3 - ноги вверх; 4 - и.п.;
5 - ноги вверх; 6 - упор сидя, согнув ноги, колени влево; 7-8 - то же, что на
счет 3-4 (два раза).
5. Избушка там, на курьих ножках стоит без окон, без
дверей. И.п. -о.с. 1 - шаг правой в сторону, руки в стороны; 2 - шаг
левой, руки согнуты над головой; 3 - шаг правой в сторону, руки скрестно перед
грудью; 4 - приставить левую; 5-8 - то же в другую сторону (два раза).
6. Там на заре прихлынут волны. И.п. - о.с. 1 -
шаг правой в сторону, левая на носок, руки вправо; 2 - пружинный полуприсед,
руки вниз; 3 -правая в сторону на носок, руки влево; 4 - и.п. (четыре
раза).
7. В темнице там царевна тужит. И.п. - о.с. 1 - шаг
правой в сторону, руки перед грудью; 2 - шаг левой, руки вперед; 3 - шаг правой
в сторону, руки в стороны; 4 - приставить левую; 5-8 - то же в другую сторону
(четыре раза).
8. А бурый волк ей верно служит. И.п. - о.с. 1 -
шаг правой, руки вперед; 2 - левую согнуть вперед, правая рука вниз - вперед,
левая рука вверх - тире вперед; 3 - шаг левой, руки вперед; 4 - правую согнуть
вперед, левая рука вниз - вперед, правая рука вверх - вперед (четыре
раза).
9.Колдун несет богатыря. И.п. - о.с. 1-2 - шаг левой ногой - выпад,
руки к левому плечу; 3-4 - шаг правой - выпад (четыре раза).
10.Там царь Кощей над златом чахнет. И.п. - о.с. 1 - присед, колени
внутрь, носки вместе, пятки врозь, руки согнуты предплечьями вниз; 2 и.п.; 3-4
- повтор (четыре раза).
11.Там русский дух, там Русью пахнет. И.п. - о.с. 1 - правая рука
вверх; 2-3 - наклон вперед, прогнувшись; 4 - и.п. (четыре раза).
Во время
выполнения упражнений дети считают количество шагов, либо проговаривают текст
песни или стихотворения. Для тренировки дыхательной системы при выполнении
упражнений в комплексах, разработанных нами, детям дается задание произносить
различные звуки - восклицания (БАМ, оп, ага), а также звукоподражания животным
(гав -гав, хрю - хрю, ква - ква). Такие задания дети выполняют с удовольствием.
Простые по координации движения можно показывать зеркальным способом, лицом к
занимающимся, сложные - спиной. Для облегчения запоминания комплекса можно
использовать плакаты с таблицами - картинками, которые вывешиваются перед
группой.
( 05.12.2013 г.) |