Развитие
системы дошкольного образования в рамках федеральных государственных требований.
Впервые в истории российского образования
ФГТ являются документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна
быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание
образования и как организован образовательный процесс.
В
связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего
успешного развития и обеспечение доступности и качественного образования для
каждого ребенка – где бы он ни проживал были разработаны ФГТ в соответствии с
Законом РФ «Об образовании» (п. 6.2. ст. 9).
Введение ФГТ связано с тем, что настала
необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку
равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.
В соответствии с ФГТ основная
общеобразовательная программа дошкольного учреждения состоит из двух частей –
обязательной и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Содержание обязательной части определяет
примерная программа, которая должна быть реализована в любом учреждении
дошкольного образования, имеющем государственную аккредитацию.
В ФГТ установлено, что объем обязательной
части программы, должен составлять не менее 80% времени, необходимого для
реализации всей программы.
Остальные 20% отводятся для части
программы, формируемой участниками образовательного процесса, в которой
отражается вся специфика деятельности образовательного учреждения, все
приоритеты, т.е. содержание этой части коллектив дошкольного учреждения должен
адаптировать к конкретным условиям конкретного детского сада.
Специфика дошкольного возраста такова, что
достижения детьми такового определяется не суммой конкретных знаний, умений и
навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих
психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее
значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в
том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка
осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Отличие стандарта
дошкольного образования от стандарта
начального образования определяется еще и тем, что к дошкольному образованию не
предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.
Необходимо понимать, что если к
дошкольному образованию будут заданы требования к результатам, аналогичные тем,
что присутствуют в стандарте начального образования, то мы лишим детей детства,
не учитывая самоценности дошкольного периода жизни и специфики психического
развития детей-дошкольников. Будет упорно осуществляться подготовка детей к
школе, где постоянно будет проверяться уровень предметных знаний, умений и
навыков. И ко всему к этому образовательный процесс будет выстраиваться по
подобию школьного урока, а это противоречит специфике развития детей
дошкольного возраста.
Поэтому, в дошкольном образовании
определены две группы требований, а не три, как в стандарте начального общего
образования. Это требования к структуре программы дошкольного образования и
требования к условиям ее реализации.
В тексте ФГТ не употребляется слово
«занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания»
дошкольников. Взрослые не перестанут заниматься с детьми в российских детских
садах. Но такая форма образовательной деятельности как занятие не соответствует
возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и
практике понятие «занятие»
рассматривается как занимательное дело,
без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной
деятельности.
Новый документ ставит во главу угла
индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности
дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами
детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная,
познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что
каждому виду детской деятельности
соответствуют определенные формы работы с детьми.
Если говорить о принципиально новом в
содержании дошкольного образования, то это обязательность его соответствия
заявленным в ФГТ принципам:
-
принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
-
принцип необходимости и достаточности (соответствие критериям полноты, необходимости
и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на
необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному
«минимуму»)
-
принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями
образовательных областей;
Все образовательные области связаны друг с
другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал;
взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и
обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей
обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира.
Изменяется способ организации детских
видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская)
деятельность взрослого и ребенка — это наиболее естественный и эффективный
контекст развития в дошкольном детстве.
Документ ориентирует на взаимодействие с
родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании
условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном
возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности.
Родители должны быть активными
участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от
того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними
наблюдателями.
Основная
программа дошкольного образования обеспечивает преемственность с примерными
основными программами начального образования, чего не было ранее.
Перспектива реформирования дошкольного
образования вселяет надежду на качественные изменения в данной сфере. Делается
попытка преобразовать некогда единую систему «общественного дошкольного
воспитания» в подлинную систему дошкольного образования как полноправную и
неотъемлемую ступень общего образования. Это означает фактическое признание
того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в опеке и уходе, но
и в воспитании, и в обучении, и в развитии.
Таким
образом, новые стратегические ориентиры в развитии системы образования следует
воспринимать позитивно.
Во-первых,
система дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами
общества и государства, которые обнародованы в этом приказе.
Во-вторых, в приказе много положительного:
· желание сделать жизнь в детском саду
более осмысленной и интересной.
· создание условий для того, чтобы
воспитатель мог учитывать особенности развития, интересы своей группы,
специфику национально-культурных и природных географических условий, в которых
осуществляется образовательный процесс и многое другое.
· попытка повлиять на сокращение и
упрощение содержания образования для детей дошкольного возраста за счет
установления целевых ориентиров для каждой образовательной области.
· стремление к формированию
инициативного, активного и самостоятельного ребенка.
· отказ от копирования школьных
технологий и форм организации обучения.
· ориентация на содействие развитию
ребенка при взаимодействии с родителями.
НОВОЕ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями к развитию детей меняется цель образовательной работы – вместо набора ЗУНов предлагается формировать новые качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные). Именно в детском возрасте происходит формирование характера человека, приобретаются основные умения и навыки, формируется личность. Работая с дошкольником, важно делать все правильно, ведь любая неосторожность может повлечь за собой последствия, которые скажутся в будущем. Введение ФГТ связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы. Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен, так как в настоящее время на первом месте стоит занятие. Необходимость отказаться от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса – отказ от специально организованной деятельности уже давно назрел. Образовательные области предусматривают следующие виды детской деятельности: -двигательная деятельность (активность) («Физическая культура»); -игровая («Социализация»)-ведущий вид деятельности! -трудовая («Труд»); -восприятие художественной литературы («Чтение художественной литературы»); -коммуникативная («Коммуникация»); -познавательно-исследовательская и продуктивная конструктивная («Познание»); -музыкально-художественная («Музыка»); -продуктивная (Художественное творчество»). Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми. Содержание основной программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечат разностороннее развитие детей с учетом их возраста по основным направлениям : физическому социально-личностному познавательно-речевому художественно-эстетическому. В программе нет привычных предметных областей – развития речи, развития элементарных математических представлений, рисования, лепки и т.д. Все это заложено в образовательные области: «Физическая культура» «Здоровье» «Безопасность» «Социализация» «Труд» «Познание» «Коммуникация» «Чтение художественной литературы» «Художественное творчество». Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве. Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. И что еще очень важно, основная программа дошкольного образования обеспечивает преемственность с примерными основными программами начального образования, чего не было ранее. Содержание образовательных областей: Содержание образовательной области "Физическая культура" направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие. Содержание образовательной области "Здоровье" направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья. Содержание образовательной области "Безопасность" направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира). Содержание образовательной области "Социализация" направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений Содержание образовательной области "Труд" направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Содержание образовательной области "Познание" направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей. Содержание образовательной области "Коммуникация" направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Содержание образовательной области "Чтение художественной литературы" направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Содержание образовательной области "Художественное творчество" направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении. Содержание образовательной области "Музыка" направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку. |