Интегрированные подходы
к реализации образовательных областей в условиях введения ФГТ
Дошкольное
детство – время первоначального становления личности. Формирования
основ самосознания и индивидуальности ребёнка. Задача дошкольного воспитания состоит
не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов
перевода его на рельсы "школьного” возраста, а прежде всего в создании каждому
дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей
и способностей.
Для
обеспечения каждому ребенку того самого равного старта, который позволит ему
успешно обучаться в школе, необходимо определенным образом стандартизировать
содержание дошкольного
образования, в каком бы образовательном
учреждении (или в семье) ребенок его ни получал.
Именно с этим и связано введение федеральных государственных требований к
структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Это
первый в истории российского образования документ, который на федеральном
уровне определяет, какой должна быть программа дошкольного учреждения, какое
содержание реализовывать для достижения каждым ребенком оптимального для его
возраста уровня развития с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей.
Возникает вопрос: что
меняется в дошкольном образовании с введением ФГТ?
Для
системы дошкольного образования установлены Федеральные государственные
требования, а не Федеральный государственный стандарт. В настоящее время
разработанные и утвержденные только ФГТ к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования, в которых определены
обязательные образовательные области и основные задачи образовательных
областей.
ФГТ в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для
развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права
ребенка на доступное, качественное образование.
В условиях
вариативности программ дошкольного образования ДОУ уже работают по выбранным
программам. В каждой программе сформулированы задачи воспитания и обучения
детей раннего и дошкольного возрастов, обозначены ведущие направления и формы
организации разнообразной детской деятельности. К программам разработаны
методики и пособия, которыми пользуются педагогические коллективы. И хотя структура
всех вариативных программ разная, содержание методик ориентирована на
классический, понятный практикам подход в организации работы по физическому,
социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому
развитию детей.
Программа определяет
содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного
возраста. Ее содержание направлено на формирование общей культуры детей;
предпосылок учебной деятельности; развитие физических, интеллектуальных и
личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и
укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в
физическом и (или) психическом развитии детей.
Федеральные
государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы
устанавливают основополагающий принцип – интеграции образовательных
областей.
В Федеральных
требованиях определено, что образовательная деятельность, осуществляется в
процессе организации различных видов детской деятельности (игровой,
коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной,
музыкально-художественной, чтения), а также в ходе режимных моментов, в
самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников
ДОУ.
Образовательные
области, выделенные в ФГТ: здоровье, физическая культура, социализация, труд,
безопасность, чтение художественной литературы, коммуникация, познание, музыка,
художественное творчество.
Наряду с традиционными
областями, в ФГТ представлены нетрадиционные области, хотя их
«нетрадиционность» весьма условна.
Например, область
«Безопасность» уже в течение многих лет реализуется в детских садах.
«Художественное творчество» объединяет в себе традиционные виды продуктивной
деятельности детей: аппликацию лепку, рисование, художественное конструирование.
Образовательная область «Коммуникация» - это не только и не столько развитие
речи, сколько развитие общения, в том числе и речевого. В этом случае развитие
словаря, воспитание ЗКР, связной речи, грамматического строя являются не
самоцелями, а средствами развития навыков общения.
В новых ФГТ
использована наиболее современная и полная типология детских деятельностей.
Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо детской
деятельности. В каждой образовательной области помимо общеразвивающих задач
выделены специфические задачи психолого-педагогической работы.
ФГТ устанавливают
принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных
общеобразовательных программ дошкольного образования – на основе принципа
интеграции образовательных областей, представляющих собой альтернативу
предметному принципу.
Принцип интеграции
имеет психологическую основу, связанную с возрастными особенностями детей
дошкольного возраста, а именно:
- поведение и
деятельность дошкольников представляют собой недостаточное дифференцированное
целое;
- «схватывание» целого
раньше частей позволяет ребенку видеть предметы интегрально.
Интегрированный подход
даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и
практическую сферы личности ребёнка.
Образовательная
деятельность осуществляется:
- в процессе организации различных
видов детской деятельности: игровой, коммуникативной,
музыкально-художественной, чтения, трудовой,
познавательно-исследовательской, продуктивной
- в ходе режимных моментов;
- в самостоятельной деятельности
детей;
- в процессе взаимодействия с семьями
детей.
Образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с
детьми, при этом основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим
видом деятельности для них является игра. Игра становится содержанием и
формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приёмы включаются
во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольником.
Воспитатель наполняет повседневную жизнь детей интересными делами, играми,
проблемами, идеями, включает каждого ребёнка в содержательную деятельность,
способствует реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя
деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребёнка стремление к проявлению
инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из
различных жизненных ситуаций.
Программные образовательные задачи решаются в совместной деятельности взрослого
и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной
деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со
спецификой дошкольного образования. Обучение детей строится как увлекательная
проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребёнка и
постоянный рост его самостоятельности и творчества. В большинстве своём
развивающие, образовательные ситуации проводятся по подгруппам и имеют
интегративный характер, помогая детям лучше ориентироваться в мире, привлекать
для решения своих проблем сведения из разных образовательных областей.
Особое место в педагогическом процессе уделяется организации условий для
самостоятельной деятельности детей по их выбору и интересам. С этой целью
создаётся предметно-развивающая среда, организуется педагогически целесообразное,
личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребёнка. Основные заботы
педагога связаны с развитием интересов, способностей каждого ребёнка,
стимулированием активности, самостоятельности. Свободная, разнообразная
деятельность в условиях обогащённой развивающей педагогической среды позволяет
ребёнку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без
принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях
развивающей среды ребёнок реализует своё право на свободу выбора деятельности.
Построение педагогического процесса предполагает преимущественное использование
наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений,
экскурсий, элементарных опытов, экспериментирования, игровых проблемных
ситуаций и прочее.
На каждом возрастном этапе педагогом решаются разные задачи
развития и роль его должна гибко меняться. В одних случаях задачи
программы развития будут решены успешнее только с помощью взрослого – прямое
обучение. В других педагог создает специальную среду и ситуации для
познавательной активности ребенка, организует его познавательно-
исследовательскую деятельность. Иногда личным примером ведет ребенка за собой,
показывая общепринятые образцы поведения, при этом поддерживает
детскую инициативу, формируя у ребенка уверенность в собственных силах.
Воспитатель
использует все многообразие форм работы с детьми для решения педагогических
задач, но в каждом режимном моменте продумывает конкретные
организационные ситуации. Качественный результат образовательной деятельности
зависит не только от программы, а прежде всего от личности взрослого,
который создает эмоционально насыщенную среду для освоения ребенком той
или иной области знаний (режимные моменты, самостоятельная детская
деятельность). Задачи по формированию физических, интеллектуальных и личностных
качеств детей решаются в ходе освоения всех образовательных областей
интегрировано.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально- практическим
путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением
открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной
деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его
дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем
более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идее его
развитие, реализуются его потенциальные возможности и первые творческие
проявления. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребёнка –
дошкольника виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками,
экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно- театральная
деятельность, детский труд – занимают особое место в программе для каждой
возрастной группы. Именно в этих видах деятельности при условии освоении
ребёнком позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное, социальное,
эмоционально- личностное развитие и совершается естественное вызревание таких
перспективных новообразований, как стремление к новой социальной позиции,
становление основ произвольности поведения, способности к соподчинению мотивов,
широкой коммуникации, логическому мышлению, самоконтролю, творческому
воображению, что составляет базу готовности детей к школе и успешного вхождения
в новые условия систематического школьного обучения.
Образовательный процесс так же должен строиться с учетом принципа интеграции
образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и
особенностями воспитанников.
Планирование должно основываться
на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
Эти два принципа будут реализованы только при условии слаженности в работе
всего педагогического коллектива. В комплексно-тематическом
построении образовательного процесса предполагается выделение ведущей
темы дня, недели или месяца. Тема как сообщаемое знание о какой-либо
сфере деятельности, представлено в эмоционально-образной, а не
абстрактно-логической форме. Предварительный подбор взрослым основных тем
предают системность и культуросообразность образовательному процессу. Ребенок
«проживает» тему в разных видах детской деятельности (в игре, рисовании,
конструировании и др.) Реализация темы в комплексе разных видов деятельности
вынуждает взрослого к более свободной позиции – позиции партнера, а не учителя.
Но комплексно- тематическая модель предъявляет очень высокие требования к общей
культуре, гибкости, творческому потенциалу и интуиции взрослого, без которых
модель просто не работает. Тематическое планирование – особая форма
организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду,
объединяющая все виды детской деятельности в течение определённого промежутка
времени. Реализация комплексно-тематического принципа построения
образовательного процесса фактически невозможна вне взаимосвязи с принципом
интеграции. Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается
состояния связанности, взаимопроникновения отдельных областей, обеспечивающее
целостность образовательного процесса.
Таким
образом, полноценная реализация темы невозможна без интеграции различных
видов детской деятельности. Комплексно-тематический принцип
служит достижению одной цели – развитию детей в
познавательной, социальной, эмоциональной и физического и психического
здоровья, а так же обеспечивает « полноту жизни » и увлекательность
образовательного процесса, выводит детей на самоорганизацию, самостоятельный
уровень познания через открытия.