1. Нет четкого представления о конечном результате, предполагается вариативность конечного продукта. 2. При ошибочном действии ребенок не утверждает: «Нет, не правильно, потому что!..», а пытается рассмотреть позицию с разных сторон: «Как интересно... Что у нас может получиться? Это неожиданно, что полезного (нового, необычного) мы можем узнать? Как здорово, что ты предложил нам по-другому взглянуть на эту ситуацию, потому что...». 3. Ставит приоритетным не успешность воспроизведения навыка или репрезентацию знания, а создание нового, отличного от общих работ. Оценивает это в форме самостоятельного достижения: «Посмотрите, как замечательно, такого нет ни у кого». 4. Оценка ребенка идет не в сравнении с другими детьми, а в плане личных достижений: «Маша сделала красиво, правильно, но она это делала уже много раз, а вот Вася такого, как сегодня, не делал никогда, раньше у него это не получалось, поэтому он сегодня молодец». 5. Не боится показаться «неумелым» и использует прием демонстрации собственной неосведомленности для стимулирования творчества детей: «Что-то я не соображу, как тут нужно делать», либо для моделирования поискового поведения: «Давайте вместе придумаем решение, для этого нам нужно подумать (поискать, узнать), как...». 6. Умеет при рассмотрении всех детских работ «помочь увидеть» детям преимущества и отличительные особенности каждой работы как проявление индивидуальности, показав тем самым, что «хорошее» может быть «разным». 7. Проявляет толерантность к самостоятельности и активности детей, не боится нарушить план работы и организационный порядок. 8. Нет четких установок в оценивании: «правильно—неправильно», «хорошо—плохо», «красиво—некрасиво». 9. Стимулирует в ребенке проявление собственных интересов и потребностей, отличных от потребностей других, побуждает не бояться высказываться о них. 10. Не злоупотребляет позитивной оценкой. 11. В обучении прослеживается четкий «диалогический» стиль общения. 12. Положительная поддержка действий ребенка, отличных от заданных; 13. Использование высказываний и предложений детей в качестве опоры для своих собственных дальнейших действий; 14. Использование средств безоценочного принятия; 15. Формулирование проблемы из идеи, предложенной ребенком; 16. Помощь в проведении собственного исследования или осуществления своего способа выполнения работы; ·обращение внимания детей на новое, необычное, оригинальное, самостоятельное, отличное и т.п.; ·демонстрация собственных инвариантов: целей, способов, результатов деятельности; ·фиксация на индивидуальных различиях детей: другое мнение, видение, личностные особенности; ·создание проблемной ситуации; ·стимуляция поискового поведения, в простом варианте — выбора из предложенного; ·стимуляция активных высказываний детей. 17. Восхищаться каждой идеей ребенка, как восхищаются первыми шагами: 18. Позитивно подкреплять все ответы ученика; 19. Использовать ошибку как возможность изменения привычного взгляда; 20. Максимально адаптироваться ко всем высказываниям и действиям детей; 21. Создать климат взаимного доверия; 22. Обеспечить независимость в выборе и принятии решений с возможностью контролировать собственное продвижение; 23. Безусловно, любить и принимать ребенка; 24. Предоставлять «право на ошибку». 25. Осуществление партнерской позиции в профессиональном взаимодействии с детьми. Для развития внутренней активности каждого ребенка очень важно в процессе деятельности быть с ним в позиции на равных. 26. Минимальная степень вмешательства в процесс деятельности ребенка, предоставление ему возможности для поиска собственных путей решения задач, переживания собственного опыта ошибок и возможных неудач. 27. Перераспределение времени при организации детской деятельности: меньше информации и демонстрации, больше — на активную деятельность самих детей. 28. Безоценочный подход: принятие каждой идеи; отсутствие советов, критических замечаний; свободный обмен мнениями; использование побуждающих, поддерживающих высказываний и обращений; безусловное принятие и помощь в осуществлении любого собственного замысла ребенка. 29. Формирование позиции «играющего» взрослого. |