Словарь
терминов по ФГТ
Сегодня в обществе идет становление новой
системы дошкольного образования. Деятельность дошкольных образовательных
учреждений на современном этапе регламентируют Федеральные государственные
требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного
образования (утверждены 23 ноября 2009 года приказом № 655 Министерства
образования и науки Российской Федерации, вступили в силу с марта 2010 года) и
Федеральные государственные требования к условиям реализации основной
общеобразовательной программы дошкольного образования (утверждены 20 июля 2011
года приказом № 2151 Министерства образования и науки Российской Федерации).
Коллектив детского сада проводит большую работу по реализации ФГТ. Творческой
группой ДОУ разработана основная общеобразовательная программа дошкольного
образования образовательного учреждения в переходный период введения ФГТ и план
поэтапного внедрения ФГТ.
Предлагаем
Вашему вниманию словарь терминов по ФГТ:
«Активность ребенка»
– инициативное участие воспитанника в образовательном процессе.
«Базис содержания дошкольного
образования» – необходимое и достаточное содержание
дошкольного образования, обеспечивающее достижение ребенком психологической и
физической готовности к школе. Должен быть
реализован во всех вариативных моделях и формах дошкольного образования.
«Безопасность»
– область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено
на решение следующих задач:
-
формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности;
-
формирования основ экологического сознания (безопасности окружающего мира);
-
формирование интеллектуальных и личностных качеств.
«Ведущая деятельность»
– деятельность ребенка, внутри которой
рождаются новые виды деятельности, развиваются высшие психические функции и в
результате которой возникают личностные новообразования. Ведущая деятельность
дошкольного возраста – игра.
«Воспитание»
– создание условий для развития личности ребенка, освоения им социального
опыта, культуры, ценностей, норм и правил общества; неотъемлемый компонент
процесса образования детей дошкольного возраста.
«Воспитанник»
– ребенок дошкольного возраста, участвующий в образовательном процессе.
«Вариативная часть основной
общеобразовательной программы дошкольного образования»
– это часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования,
формируемая участниками образовательного процесса дополнительно к
инвариантной, и отражающая:
1)
видовое разнообразие учреждений (групп), наличие приоритетных направлений
деятельности;
2)
специфику социально-экономических, национально-культурных, демографических,
климатических и других условий, в которых осуществляется образовательный
процесс.
«Готовность к школе»
– необходимый и достаточный уровень
психического (личностного, интеллектуального) и физического развития ребенка
для успешного освоения основных
общеобразовательных программ начального общего образования.
«Дошкольное образование»
– целенаправленный процесс разностороннего развития, обучения и воспитания
детей от 3 до 7 лет с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей,
обеспечивающий полноценный и своевременный переход воспитанников на следующий
уровень системы непрерывного образования Российской Федерации.
«Здоровье»
– область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено
на решение следующих задач:
-
сохранение и укрепление здоровья детей;
-
воспитание культурно-гигиенических навыков;
-
формирование начальных представлений о здоровом образе жизни развитие
физических, личностных и интеллектуальных качеств.
«Игровая деятельность»
– форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия
и способы его осуществления, и характеризующаяся принятием ребенком условной (в отличие от его
реальной жизненной) позиции.
«Инвариантная (базисная) часть
основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
– обязательная часть основной общеобразовательной программы дошкольного
образования, которая должна быть реализована в любом учреждении дошкольного образования (или
группе), имеющем государственную аккредитацию. Представляет собой базис
дошкольного образования и обеспечивает полноценный и своевременный переход
воспитанников на следующий уровень системы непрерывного образования Российской
Федерации.
«Интеграция содержания дошкольного
образования» – состояние (или процесс, ведущий к
такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных
образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее
целостность образовательного процесса.
«Качество»
– 1) системное образование, формирующееся у воспитанника в процессе освоения
основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являющееся
показателем его развития в личностном, интеллектуальном и физическом плане и
способствующее самостоятельному решению ребенком жизненных задач, адекватных
возрасту;
2)
интегральная единица измерения результатов освоения основной
общеобразовательной программы дошкольного образования.
«Коммуникация»
– область образования детей дошкольного возраста, содержание которой,
направлено на решение следующих задач:
развитие
активной речи детей в различных видах деятельности;
практическое
овладение воспитанниками нормами русской речи;
развитие
свободного общения со взрослыми и детьми;
развитие
интеллектуальных и личностных качеств.
«Кругозор»
– область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено
на решение следующих задач:
формирование
адекватных представлений ребенка о себе, семье, обществе, государстве, мире и
природе;
формирование
целостной картины мира;
развитие
интеллектуальных и личностных качеств.
«Линия развития»
– см. «основные направление развития ребенка».
«Музыка»
– область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено
на решение следующих задач:
развитие музыкально-ритмической деятельности;
приобщение
к музыкальному искусству;
развитие
интеллектуальных и личностных качеств.
«Непрерывное образование»
– связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы образования
(целей, задач, содержания, средств, форм, организации) на каждой ступени и
уровне образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка.
«Образовательная область»
– структурно-смысловая единица содержания дошкольного образования, определяющая
адекватные дошкольному возрасту сферы образовательной деятельности детей.
«Образовательный процесс»
– целенаправленный процесс разностороннего развития, обучения и воспитания
детей от 3 до 7 лет с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей,
осуществляемый в различных моделях и формах дошкольного образования, в том
числе и семейного, в соответствии с федеральными государственными
образовательными требованиями.
«Обучение»
– процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков в различных видах
деятельности, направленный на развитие ребенка дошкольного возраста;
неотъемлемый компонент процесса образования детей дошкольного возраста.
«Общение ребенка»
– коммуникативная активность ребенка, проявляющаяся в вербальной и невербальной
форме. Невербальное общение осуществляется паралингвистическими средствами
(мимикой, жестами и др.). Вербальное общение проявляется в установлении
контактов речевым способом. Различают общение ребенка со взрослым и с другими
детьми.
«Основная общеобразовательная
программа дошкольного образования» – программа,
разрабатываемая, утверждаемая и реализуемая в дошкольном образовательном
учреждении (группе) на основе примерной основной общеобразовательной программы
дошкольного образования. В структуре основной общеобразовательной программы
дошкольного образования различают две части: 1) обязательную (инвариантную),
разработка которой обеспечивается уполномоченным федеральным государственным
органом; 2) вариативную, формируемую участниками образовательного процесса.
«Основные направления развития
ребенка» – интегральные компоненты содержания дошкольного
образования: социально-личностное, познавательно-речевое, физическое,
художественно-эстетическое развитие.
«Познавательно-исследовательская
деятельность» – форма активности ребенка,
направленная на познание свойств и связей объектов; способствует формированию
целостной картины мира.
«Познание»
– область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено
на решение следующих задач:
-
развитие познавательно-исследовательской деятельности;
-
формирование сенсорных, элементарных
математических представлений;
-
формирование целостной картины мира;
-
расширение кругозора детей;
-
развитие интеллектуальных и личностных качеств.
«Преемственность»
– объективная необходимая связь: 1) между новым и старым в процессе развития,
когда новое возникает на основе старого: отрицая старое, сохраняет в себе его
некоторые, целесообразные элементы; 2) между компонентами, этапами, стадиями
одной системы с осуществлением последовательного перехода от одного к другому,
базирующаяся на сохранении, обогащении общих традиций и позитивного опыта, а
также на их систематическом качественном обновлении с учетом изменений,
происходящих внутри и вне системы.
«Примерная основная
общеобразовательная программа дошкольного образования»
– нормативный документ, разработку которого на основе федеральных
государственных образовательных требований
осуществляет уполномоченный федеральный государственный орган.
Определяет обязательную (инвариантную) часть основной общеобразовательной
программы дошкольного образования, которая должна быть реализована в любом
учреждении (группе) дошкольного образования, имеющем государственную
аккредитацию. Представляет собой базис содержания дошкольного образования и
обеспечивает достижение воспитанниками психологической и физической готовности к школе.
«Присмотр»
– создание в образовательных учреждениях (дошкольных образовательных группах),
реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования,
комплекса условий для охраны жизни и здоровья детей, безопасности их
пребывания, обеспечение неотложной медицинской помощи в экстренных случаях.
«Продуктивная деятельность»
– форма активности ребенка, в результате которой создается некий материальный
или идеальный продукт (в отличие от процессуальной деятельности, в частности
игровой). Может быть: 1) репродуктивной (например, рисование предмета так, как
ранее научили); 2) по образцу (например, складывание конструктора по образцу);
3) творческой (например, рисунок на свободную тему, сочинение сказки,
складывание конструктора по собственному замыслу и др.). Присутствует в таких образовательных областях, как
познание, труд, физическая культура, художественное творчество.
«Психологическая готовность к
школе» – необходимый и достаточный уровень психического (личностного,
интеллектуального) развития ребенка для успешного освоения основных общеобразовательных программ
начального общего образования.
«Развитие»
– процесс тесно взаимосвязанных количественных и качественных изменений
интеллектуальных, личностных и физических характеристик ребенка дошкольного
возраста; неотъемлемый компонент и целевой ориентир процесса образования детей
дошкольного возраста.
«Самостоятельная деятельность
детей» – одна из основных моделей организации
образовательного процесса детей дошкольного возраста: 1) свободная деятельность
воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей
образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему
взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; 2)
организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие
других людей, помощь другим в быту и др.).
«Содержание дошкольного образования»
– совокупность интегральных компонентов (направлений развития ребенка) и
образовательных областей, обеспечивающих разностороннее развитие, обучение и
воспитание детей от 3 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных
особенностей. Является одним из факторов экономического и социального прогресса
общества, ориентировано на обеспечение развития личности ребенка, создание
условий для его самореализации, развитие общества в целом, укрепление и
совершенствование правового государства.
«Совместная деятельность взрослого
и детей» – основная модель организации образовательного
процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников
образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных
задач на одном пространстве и в одно и
то же время. Отличается наличием партнерской
(равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации
(возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе
образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и
фронтальную формы организации работы с воспитанниками. Различают:
-
непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной
деятельности взрослого и детей;
-
совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на
решение образовательных задач;
-
совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных
моментов и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода.
«Социализация»
– область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено
на решение следующих задач:
-
личностное развитие;
-
формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, чувства
принадлежности к мировому сообществу;
-
приобщение к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
-
развитие интеллектуальных и личностных качеств.
«Труд»
– область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено
на решение следующих задач:
-
формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников;
-
воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной
потребности, трудолюбия;
-
развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств.
«Уход»
– проведение комплекса санитарно-гигиенических и оздоровительных процедур,
организация питания детей в образовательных учреждениях (дошкольных
образовательных группах), реализующих основную общеобразовательную программу
дошкольного образования.
«Федеральные государственные
образовательные требования» – нормы и положения, обязательные
при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
«Физическая культура»
– область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено
на решение следующих задач:
-
развитие основных движений детей;
-
сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
-
воспитание физических и личностных качеств.
«Художественное творчество»
– область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено
на решение следующих задач:
-
развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация,
художественный труд);
-
развитие творчества;
-
приобщение к изобразительному искусству;
-
развитие интеллектуальных, личностных и физических (мелкой моторики рук)
качеств.
«Чтение художественной литературы»
– область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено
на решение следующих задач:
-
формирование целостной картины мира;
-
развитие литературной речи;
-
приобщение к словесному искусству;
-
развитие интеллектуальных и личностных качеств. |