На чем должен
быть сделан акцент в дошкольном стандарте?
Во-первых, оценка качества дошкольных
организаций не должна быть жестко увязана с уровнем развития детей, на который
оказывают влияние множество социальных и врожденных факторов, не зависящих от детского
сада. Во-вторых, не должно быть переполненных групп. В-третьих, детям должно
предоставляться достаточное время на свободную игровую, исследовательскую,
творческую активность. В-четвертых, дети должны иметь богатый материал для
исследований, игр и развития движения, то есть соответствующее пространство и
оборудование. И, наконец, надо ввести запрет на занятия школьного типа.
Сегодня
тема дошкольного образования – одна из тем, касающихся образования детей,
наиболее часто обсуждаемая.
Ее
популярность связана не только с отсутствием возможности у ряда граждан
воспользоваться данной услугой, но и качеством дошкольного образования.
Развитие
дошкольных учреждений и ликвидация очередей в детские сады, конечно, важные
меры. Но детство не должно сводиться только к системе дошкольных учреждений,
необходимо заботиться о качестве образования.
Впервые
в российской истории разработан Федеральный государственный стандарт
дошкольного образования в соответствии с требованиями вступившего в силу 1
сентября 2013 году федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Важно чтобы ФГОС отражал единую систему работы
государства, семьи, работников системы образования, те, кто создает продукцию
для поддержки детства - книги, игры, журналы; люди, которые выступают как
защитники детства.
И
еще, должна быть учтена преемственность дошкольного и начального общего
образования во всем. Обе системы должны знать каким может быть ребенок,
освоивший основную образовательную программу дошкольного образования, в чем его
отличие от ребенка того же возраста, не освоившего указанную программу.
Создание
ФГОС ДО - это новый шаг в понимании детства. Стандарт позволяет услышать
ребёнка. Раньше вся система образования стремилась понимать ребенка, давала
ребенку систему знаний, которая ему нужна, а вот услышать ребенка – это то
новое, основное, что было взято за основу данного Стандарта. Голос ребенка
особенно ценен: если мы не будем его слышать, не будет никакой
любознательности, произвольности, инициативности, готовности меняться.
Большие
изменения мы наблюдаем и в требованиях к основной образовательной программе.
«Если
все образовательные программы определяются через приобретение тех или иных
знаний, то здесь совершенно другое определение основной образовательной
программы дошкольного образования. Впервые она определяется как программа
психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации
детей, а не как программа обучения детей
Одна из важнейших задач стандарта — поддержка
индивидуальности ребенка и развитие его потенциала. Должно обеспечиваться
многообразие содержания образовательных программ. Теперь они будут
формироваться с учетом различных уровней сложности, которые будут зависеть от способностей
ребенка и его образовательных потребностей. Если ребёнок любит, например,
рисовать, воспитатели должны будут сделать все возможное, чтобы развить его
способности, посоветовавшись с родителями.
Основная
образовательная программа предполагает обязательную часть и часть, которая
будет формироваться участниками образовательных отношений. Обязательной частью
считается программа поддержки социализации и индивидуализации детей.
Сюда
входит объяснение основ поведения в быту, в природе, в обществе, формирование
правил поведения на уровне «что такое хорошо и что такое плохо», восприятие
окружающего мира. Вторая часть будет включать программы развития в одной или
нескольких областях. Например, если в детском саду будет в игровой форме
проходить обучение английскому языку, то специально подготовленные педагоги или
организации будут участвовать в подготовке методики обучения.
Новшеств
в Стандарте много.
Стандарт,
помимо создания комфортных условий для воспитания ребенка, нацелен на
обеспечение у него мотивации к обучению, познанию и творчеству.
Новый
стандарт не предполагает жесткие программы, строго рассчитанные на каждый
возрастной период ребенка в саду, как это было раньше. Этот документ, по сути,
меняет принципы работы детского сада, позволяет ребенку быть мотивированным на
жизненный успех, и надеюсь, что нам удастся успешно способствовать гармоничному
развитию современного ребенка, найти тот уникальный баланс между игрой и обучением.
Ведь воспитание, развитие и обучение через игру, причем не принудительную, а
учитывающую способности и интересы детей научат умению свободно общаться в
коллективе сверстников, комфортно проживать в социуме. Непринужденно, в
естественных жизненных ситуациях ребенок научится читать и считать, овладеет
навыками безопасного поведения в быту, получит базис личностной культуры.
Конечно,
у всех нас введение ФГОС в ДОУ вызывает определенные опасения. В первую очередь
это связано с неподготовленностью педагогических коллективов. Готовы ли они?
Компетентны ли?
Несмотря
на разные требования со стороны родителей, воспитателей и учителей школы к
дошкольному образованию, новый стандарт должен гарантировать качественное
дошкольное образование каждому ребёнку. Никакого тестирования и проверки знаний
дошкольника не будет. И это радует! Уже сегодня ФГОС может решить проблему
доступа к качественному дошкольному образованию всех детей из разных социальных
групп.
01.12.2013 г.
|