Каждому возрасту полагается своя кукла, убеждены специалисты. Давайте разберемся, на что же стоит обращать внимание при покупке.
Помощница
По мнению психологов, кукла- универсальная игрушка.
1. Отражая образ человека, она помогает ребенку сформировать представление о своей сущности. Играя с куклой, малыш, с одной стороны, выражает себя (свой опыт, знания, чувства), с другой – строит себя (познавая законы и правила большого мира в процессе сюжетно-ролевой игры).
2. Кукла является образцом для подражания – ребенок усваивает понятия о красивом и страшном, хорошем и плохом. Эффективность этого процесса зависит от того, насколько правильно и соответственно каждому этапу развития малыша выбрана игрушка.
Куклы разные нужны
1. С первых месяцев жизни крохе понадобится мягкая тряпичная куколка, которую можно теребить, бросать, грызть. Рассматривая лицо куклы, ребенок узнает в нем человеческий образ и отвечает улыбкой, радостным ожиданием.
2. В 1,5 – 2 года наступает очередь куклы – пупса. Играя с ней, малыш познает собственное тело (поскольку в чем-то идентифицирует себя с игрушкой), а также подражает маме: купает, кормит, укладывает спать, выгуливает в колясочке.
3. В 3 – 4 года девочке понадобиться кукла – подружка для сюжетно-ролевой игры – кроха творит свой мир, режиссируя разнообразные сценки и развивая при этом фантазию и речь. Для игры важно выбирать куклу с нейтральным выражением лица, чтобы ребенок мог самостоятельно дорисовать образ.
4. С 5 лет необходима кукла (а лучше несколько) с различными аксессуарами (предметами быта, одеждой, интерьером и т.д.). Это поможет ребенку организовать более развернутую ролевую игру – часто с социальным подтекстом (в «школу», «больницу», «магазин»).
5. В 6 – 7 лет среди девочек популярны две куклы. Во-первых, кукла-младенец – она удовлетворяет растущую потребность девочки в проявлении материнских чувств (особенно сильно они выражаются, если у нее появляются братик или сестренка). Во-вторых, куклы типа Барби – образец, ориентируясь на которой девочка учиться выражать свою женскую сущность, подавать себя.
6. В 8 – 12 лет девочки предпочитают играть куклами Братц и подобными – они так похожи на них самих и так разнообразны! Последнее, кстати, может побудить к коллекционированию «подружек» - и это нужно взять под контроль. Ведь если истинная сущность игры (процесса проявления творчества, фантазии) подменяется простым манипулированием (страстью к накоплению все новых и новых кукол и кукольных «благ»), то получается: не ребенок играет куклой, а она управляет им.
«Правильная» кукла…
1. Обладает «детской» внешностью;
2. Изготовлена из мягкого качественного пластика;
3. Позволяет себя легко переодевать без затруднений.
материал подготовила воспитатель Титова Т.Н.